Диагностика тревожности у детей дошкольного возраста по методике Филлипса

Содержание
  1. Как снизить повышенную тревожность у детей дошкольного возраста?
  2. Тревожный ребёнок – это какой?
  3. Что такое «тревожность»?
  4. Симптомы и признаки
  5. Как определить уровень по методике Филлипса?
  6. Как снизить показатель?
  7. В чем причины?
  8. Что делать?
  9. Профилактика
  10. Диагностика школьной тревожности: опросник Филлипса
  11. Опросник:
  12. Обработка результатов
  13. Интерпретация результатов
  14. Методы диагностики уровня тревожности у дошкольников и школьников: «паровозик» и другие игровые тесты, скачать бланки опросников и инструкции по интерпретации результатов
  15. Выявление тревожности у дошкольников. Методика “Паровозик”
  16. Тревожность — Лэпбук, Лучик детства
  17. 11 методик для выявления тревожности у детей
  18. Причины беспокоящих состояний у детей
  19. Сложности при диагностике
  20. Основные методики
  21. Инструкция по тестированию на примере методики «Паровозик»

Как снизить повышенную тревожность у детей дошкольного возраста?

Диагностика тревожности у детей дошкольного возраста по методике Филлипса

Тревожность у детей дошкольного возраста – распространённая проблема.

Разобраться в причинах тревожности и устранить их бывает непросто.

Часто необходима консультация психолога. Но иногда сами родители способны понять своего ребёнка и помочь ему.

Что делать, если ребенок боится какать в детском саду? Узнайте об этом из нашей статьи.

Тревожный ребёнок – это какой?

Витя ходит в среднюю группу детского сада. На прогулке этот мальчик часто выглядит обычным.

Носится как оглашенный вместе с другими детьми. На лице – улыбка до ушей. Но в таком состоянии он ничего не слышит.

Вот Витя забежал за веранду, а это запрещённая территория (там бывают бродячие собачки, и у них там туалет). Воспитательница раз его окликнула, второй – он как глухой. Наконец, она встаёт, уже сердитая, хватает малыша за руку.

На физиономии Вити выражение безмятежного счастья мгновенно, без всякого перехода, сменяется испуганно-мрачной миной. Он втягивает голову в плечи. И сразу становится видно, что мальчик тощий, нескладный, какой-то унылый. Опустив голову, слушает воспитательницу.

Видно, что малыш очень испуган, хотя воспитательница старается говорить сдержанно, не повышая голоса: её проинструктировал психолог, что на этого ребёнка кричать нельзя.

Обед. У Вити нет аппетита. Его никогда нет. Где бродит его аппетит, почему никогда не посещает садик вместе с хозяином, наука пока не установила. Впрочем, Витя и дома ест плохо, потому и тощий такой, кожа да кости.

Он сидит перед тарелкой, опустив голову, ссутулившись, как старичок, чуть ли не носом уткнувшись в котлету. Если ему делают замечание, начинает, испуганно глядя на взрослого, расковыривать котлету и пюре ложкой, но почти не ест.

Если кто-то обидит Витю, он начинает горько и неутешно рыдать, так, будто только что узнал о смерти всех родных. Захлёбывается слезами, всхлипывает, иногда даже падает на пол и начинает кататься по полу.

Тихий час. Это смотря для кого тихий. Для Вити часто – самый громкий за весь день.

Начинается обычно с того, что Витя, принудительно оказавшийся в состоянии физического бездействия, вспоминает о маме.

Как давно он не видел маму! Целая вечность прошла! И Витя начинает тихо плакать в подушку:

— Ма-ма! Хочу к маме!

Успокоить его невозможно. Через час-полтора он иногда засыпает, но не больше, чем на несколько минут. Во сне он извивается, как червячок, сбрасывает с себя одеяло: оно у него всегда валяется на полу. Часто мочится в постель. Проснувшись и обнаружив, что опять описался, плачет.

Если Витя дерётся с другими мальчиками, что бывает редко: он боится драк – то машет руками, как мельница, не глядя на противника, и уже заранее начинает плакать. И действительно: его всегда все бьют, хотя он довольно высокого для своего возраста роста.

Но вот, наконец, день в садике окончен, и за Витей пришла мама. Та самая, которую он ещё 4-5 часов назад так жаждал лицезреть. Но Витя стоит в сторонке, к маме не идёт. Смотрит испуганно. Он же, как всегда, за день совершил немало всяких подвигов. Что, если воспитательница уже нажаловалась маме?

О симптомах и признаках шизофрении у детей читайте здесь.

На сколько тревожность зависит от генов, и почему мой ребенок тревожный? Узнайте из видео:

Что такое «тревожность»?

«Тревожностью» называют постоянное или почти постоянное ненормальное внутреннее состояние малыша, суть которого в том, что он крайне не уверен в себе во многих обычных ситуациях, боится многого, чего совершенно нет смысла опасаться, периодически впадает в эмоционально угнетённое состояние.

Можно назвать такого ребёнка «перманентно испуганным». «Тревожность» тесно связана с неуверенностью в себе, вызвана именно этим личностным качеством маленького человека. Хотя не каждый неуверенный в себе ребёнок тревожный.

Тревожность – это крайняя, патологическая форма проявления неуверенности в себе, близкая к неврозу. Из десяти неуверенных в себе детей тревожным, в среднем, бывает только один, максимум – два-три ребёнка.

Симптомы и признаки

Тревожные дети беспокойны. Они волнуются, нервничают из-за того, что совершенно спокойно сделает здоровый ребёнок их возраста.

Такой малыш боится, что его будут ругать за то, что он плохо ест, и поэтому не ест вовсе.

Он боится драться с другими детьми (побьют!), но не драться тоже боится (папа опять скажет, что я слюнтяй). Поэтому вообще избегает общения с детьми.

Часто, глядя на такого ребёнка, мы видим, что лицо у него напряжённое, очевидно, что он испытывает страх или какие-то опасения. Мимика таких детей бедная: кроме выражения испуга, какие-то другие эмоции на их лицах отражаются редко.

Эти дети с трудом контактируют с чужими взрослыми и со сверстниками, опасаясь отрицательной оценки с их стороны или каких-то обид. Обиды они переживают крайне бурно, притом, могут обидеться непонятно на что.

Они никогда добровольно не берутся за сколько-нибудь сложное новое дело, вообще избегают всего нового и неожиданного. При малейшей неудаче просто бросают то, что делают, и не хотят продолжать.

Крайне чувствительны к любой критике, даже если она очень мягкая. Любые критические замечания воспринимают болезненно, никогда их не учитывают.

В отношениях со взрослыми проявляют то чрезмерное послушание, то, наоборот, крайнее своеволие, что говорит о низком уровне самоконтроля: в 5-6 лет у таких детей он как у 2-3-летних.

Эти дети часто плохо спят, видят кошмары, по нескольку раз за ночь просыпаются и зовут на помощь маму.

Они часто плачут, могут рыдать очень бурно и долго, причём, по самому ничтожному поводу.

Иногда такие дети испытывают и физический дискомфорт. Так, для них характерны периодически возникающие боли в животе, не имеющие никаких органических причин.

Это так называемые «фантомные боли». Органы пищеварения в порядке, но ребёнок жалуется на боль. И он её действительно испытывает.

Как помочь ребенку преодолеть страх темноты? Рекомендации психологов вы найдете на нашем сайте.

О психологической природе детской тревожности в этом видео:

Как определить уровень по методике Филлипса?

Сейчас дети часто ходят в школу с 5-6 лет. При детских садах также открываются курсы по подготовке к школе (их иногда называют «школами»).

Методика Филлипса предназначена для диагностики уровня школьной тревожности именно в ситуации обучения.

Методика Филлипса для определения уровня тревожности.

Она включает в себя различные вопросы-тесты с так называемыми «ключами». «Ключом» называется правильный ответ на вопрос, который должен дать вполне здоровый ребёнок.

Уровень тревожности определяется по количеству несовпадений ответов малыша с «ключами».

Всего вопросов 50. Если несовпадений с ключами больше 25-ти, это уже явно тревожный малыш.

Впрочем, эта методика предназначена для профессионалов. Опрашивать детей нужно уметь, интерпретировать результаты тоже.

Кроме того, родителям не нужны никакие опросы: они необходимы специалистам, тестирующим сразу большие группы совершенно незнакомых им детей младшего школьного возраста.

Родители без всяких тестов и опросов легко определят, тревожный у них малыш или нет.

Как снизить показатель?

Повышенная тревожность, как уже было отмечено выше, вызывается неуверенностью в себе, а неуверенность в себе – это качество личности. Так что, существенно снизить уровень тревожности нелегко.

Прежде всего, нужно определить, что не так с ребёнком, какова причина его болезненного состояния, и устранить её. Часто родителям приходится пересмотреть что-то в себе: изменить свои установки по отношению к ребёнку, стиль общения с ним.

Например, у мальчика Вити, крайне тревожного малыша, который был описан выше, очень нервный, неуверенный в себе, плохо контролирующий свои эмоции и, к тому же, ещё и пьющий отец, который нередко бьёт сына. Этот папа ещё и крайне и неумеренно требователен. Отсюда и тревожность малыша.

Понятно, что именно отцу надо меняться, тогда изменится и сын. И никак иначе этого нельзя добиться.

Если же тревожность ребёнка находится на грани невроза (он постоянно плохо спит, отказывается от контактов с людьми, очень часто плачет, постоянно плохо ест, испытывает фантомные боли), то его нужно лечить у психиатра.

Что делать, если ребенок боится уколов? Ответ узнайте прямо сейчас.

В чем причины?

Все возможные причины назвать невозможно: их очень много. Назовём основные:

  1. Ребёнок эмоционально неблагополучен, недополучает душевного тепла от папы и мамы. Это может быть связано с эмоциональным неблагополучием самих папы и мамы (скажем, их отношения зашли в тупик, они это болезненно переживают, готовятся к разводу или уже развелись).
  2. Ребёнка часто отрицательно оценивают близкие взрослые, предъявляют к нему непосильные для него требования, жёстко реагируют на его неудачи, очень строго наказывают, требует беспрекословного повиновения всегда и во всём, не дают никакой свободы.
  3. Родители любят малыша и друг друга, но при этом часто и бурно ссорятся, и малыш иногда становится свидетелем таких ссор.
  4. Родители (к этому более склонны мамы) гиперопекающие, то есть они усиленно заботятся о малыше, сдувают с него пылинки, всячески ублажают, но ребёнок при этом растёт в оранжерейной атмосфере и, как ни странно, недолюбленным. Такое поведение мамы часто говорит о том, что она на самом деле не любит своего ребёнка и даже испытывает к нему скрытую от неё самой враждебность (например, из-за того, что этот малыш родился от бросившего женщину мужчины). Поэтому она усиленно пытается убедить себя в том, что очень любит своё дитя. Это своего рода самовнушение.
  5. Ребёнок испытал или продолжает испытывать физическое или (и) психологическое насилие над собой.
  6. Ребёнок, оказавшись в компании сверстников (в детском саду), постоянно испытывает неудачи в общении, он непопулярен у других детей, над ним насмехаются, им пренебрегают, его травят и постоянно обижают.
  7. Ребёнок не нравится взрослым, с которыми ему постоянно приходится иметь дело (воспитателям в детском саду). Малыш кажется им плохим, хулиганом, дезорганизатором.
  8. Они недоброжелательно смотрят на него, указывают на него другим детям как на отрицательный пример, часто изолируют его от других детей.

  9. Ребёнок сталкивается с постоянными неудачами в ситуации обучения, преподаватели считают его неспособным, а дети дразнят «дурачком».

Что делать?

Прежде всего, не нужно паниковать. Проблема решаема. Если ребёнок тревожный, это ещё не значит, что его родители должны от него заразиться этой болезнью.

Нужно понять малыша, определить возможно точнее, в чём корни его недуга. И затем постепенно менять отношения с ним, его образ жизни, чему-то учить.

Основные методы коррекции и снятия тревожных расстройств у дошкольников и младших школьников следующие:

  1. Больше внимания уделять ребёнку, чаще общаться с ним, улыбаться ему, хвалить, но без баловства и гиперопеки.
  2. Не делать за ребёнка то, что он способен сделать сам, но всегда быть рядом и помогать, поощрять, внушая ему уверенность, когда он сталкивается хотя бы с малейшей трудностью.
  3. Внушать ребёнку, что он нормальный, он уверенный в себе и сильный, не только словами, но и самим отношением к нему.
  4. Никогда не кричать на малыша, не бить его, не критиковать его личность, не сравнивать с другими детьми в невыгодном для него смысле, не требовать того, что ему трудно сделать, но и не отказываться от требований полностью.
  5. Дать возможность малышу заниматься каким-то делом, влияющим на него психотерапевтически: часами копаться в песочке, играть и кормить щенка или котёнка, часами разговаривать с плюшевым медведем.
  6. Устранить, по возможности, все психотравмирующие факторы: ссоры в семье, например.

О том, как помочь ребенку забыть ночной кошмар, читайте тут.

Как снять тревожность у детей? Консультация израильского психотерапевта:

Профилактика

Прежде всего, важны гармоничные отношения в семье.

Если в ней царят любовь, дружба, сотрудничество, взаимопонимание, то вряд ли растущий в такой семье ребёнок станет тревожным, а если что-то и спровоцирует болезненное состояние, оно будет легко преодолимо.

В отношениях с самим малышом следует придерживаться такой линии поведения:

  • никогда не сравнивать его с другими детьми, а только с ним самим, каким он был вчера и должен стать завтра;
  • не предъявлять непосильных требований (всегда и во всём слушаться, всегда отлично учиться), но и не отказываться от любых требований: требовать, но то, что малыш в состоянии сделать;
  • давать ребёнку достаточно свободы и самостоятельности в разумных пределах: что-то он должен решать сам, а не взрослые за него; с какими-то трудностями справляться сам, а не мама за него.

Тревожность у детей – результат неблагополучия в жизни и развитии ребёнка. Эффективно устранить болезненное состояние можно, только устранив это неблагополучие, сделав жизнь малыша гармоничной и счастливой.

Может ли чувство страха возникать без видимых причин? Узнайте ответ прямо сейчас.

Как помочь тревожному ребенку? Советы психолога:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/deti/trevozhnost-doshkolnogo-vozrasta.html

Диагностика школьной тревожности: опросник Филлипса

Диагностика тревожности у детей дошкольного возраста по методике Филлипса

Опросник (тест) школьной тревожности Филлипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Опросник достаточно прост в проведении и обработке, поэтому хорошо зарекомендовал себя при проведении фронтальных психодиагностических обследований.

Цель методики. Опросник позволяет изучить уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста.

Возрастные ограничения. Опросник предназначен для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста. Оптимально его применение в 3-7 классах средней школы.

Процедура диагностики. Диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо на слух. Присутствие учителя или классного руководителя в помещении, где проводится опрос, крайне нежелательно.

Необходимые материалы. Для проведения исследования необходим текст опросника, а также листы бумаги по числу учащихся.

Инструкция. «Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы чувствуете себя в школе.

Старайтесь отвечать искренне и правдиво, Здесь нет правильных или неправильных, хороших или плохих ответов. Но листе для ответов сверху напишите свое имя, фамилию и класс.

Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если вы согласны и ним, и «-«, если не согласны».

Текст методики приведен ниже,

Опросник:

1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом? 2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько хорошо ты знаешь материал? 3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель? 4. Снилось ли тебе, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок? 5.

Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя? 6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит? 7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания? 8.

Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку? 9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать? 10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры? 11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал? 12.

Волнует ли тебя вопрос, не останешься ли ты на второй год? 13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают? 14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать? 15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты? 16.

Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание? 17. Трудно ли тебе получать такие отметки, которых ждут от тебя родители? 18. Боишься ли ты временами, что тебе станет плохо в классе? 19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты совершишь ошибку? 20. Похож ли ты на своих одноклассников? 21.

Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли ты с ним справился? 22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнил? 23.  Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя? 24.  Верно ли, что большинство ребят относятся к тебе по-дружески? 25.

  Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников? 26.  Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя опрашивают? 27.  Боишься ли ты временами вступать в спор?

28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29.  Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться? 30. Хорошо ли ты чувствуешь себя с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием? 31. Бывает ли, что твои одноклассники говорят обидные для тебя вещи? 32.  Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, кто не справляется с учебой? 33.  Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания? 34. Часто ли ты боишься выглядеть смешно? 35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя? 36.  Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников? 37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие? 38.  Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем сейчас? 39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники? 40. Часто ли ты, отвечая на уроке, задумываешься о том, как выглядишь со стороны? 41.  Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе? 42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их? 43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся твои одноклассники? 44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем? 45. Высмеивают ли временами одноклассники твою внешность и твое поведение? 46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята? 47. Если ты не можешь ответить на вопрос учителя, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься? 48. Бывает ли так, что ты долго не можешь заснуть, думая о том, что будет завтра в школе? 49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что забыл вещи, которые раньше хорошо знал? 50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты пишешь самостоятельную работу? 51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание? 52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе? 53. Когда учитель дает самостоятельную работу, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ней? 54. Снилось ли тебе временами, что у тебя не получается такое задание, которое могут сделать все твои одноклассники? 55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты? 56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может спросить тебя или дать проверочную работу? 57, Когда ты выполняешь задание, бывает ли так, что ты чувствуешь, что получишь за него «2»?

58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты выполняешь задание на доске перед всем классом?

Обработка результатов

По окончании заполнения опросника подсчитывается количество несовпадений с каждой шкалой опросника и с опросником в целом. Ключ: ответы «да» — 11, 20, 22, 24, 25,30,35, 36,38,39,41,43,44; ответы «нет» — 1-10, 12-19, 21, 23, 26-29, 31-34, 37, 40, 42, 45-58.
1.

Общая школьная тревожность: 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46-58 (n = 22). 2. Переживание социального стресса: 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 (n =11). 3. Фрустрация потребности в достижении успеха: 1, 3, 6, 11, 17, 19,25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 (n = 13). 4.

Страх самовыражения: 27, 31, 34, 37, 40, 45 (n = 6). 5. Страх ситуации проверки знаний: 2, 7, 12, 16, 21, 26 (n = 6). 6. Страх несоответствия ожиданиям окружающих: 3, 8, 13, 17, 22(n = 5). 7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу: 9, 14, 18, 23, 28 (n = 5).

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями: 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44,  47 (n = 8).

Интерпретация результатов

Значения показателей тревожности, превышающие 50-ти процентный рубеж, позволяют говорить о повышенной тревожности, а превышающие 75 % — о высокой тревожности ребенка.

Расшифровка значений шкал данного опросника позволяет сделать выводы о качественном своеобразии переживания школьной тревожности каждым учащимся.

1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживание социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психологический фон, не позволяющий ребенку удовлетворять свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

4. Страх самовыражения — негативное эмоциональное переживание ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

На ту же тему:

  • Школьная тревожность — диагностика и коррекция

диагностика тревожностиопросник Филлипсаскачатьтест Филлипса Укажите свой Email, чтобы получать информацию о свежих публикациях прямо на свой почтовый ящик. Вы можете отписаться в любое время

Источник: https://5psy.ru/obrazovanie/diagnostika-shkolnoi-trevojnosti-oprosnik-fillipsa.html

Методы диагностики уровня тревожности у дошкольников и школьников: «паровозик» и другие игровые тесты, скачать бланки опросников и инструкции по интерпретации результатов

Диагностика тревожности у детей дошкольного возраста по методике Филлипса

20.11.2019

Психодиагностические методики

№1 Выявление страхов и уровня тревожности у детей с помощью теста тревожности Р.Тэммла, М. Дорки, В. Амен

Данный тест составлен на основе 14 типичных ситуаций для жизни младшего школьника. Цель тестирования — выявление детей с подлинной школьной тревожностью.

Исследователь просит детей представить их сверстника в ряде обыденных ситуаций (игра с младшими детьми, ребёнок и мать с младенцем, объект агрессии, одевание, игра со старшими детьми, укладывание спать в одиночестве, умывание, выговор, игнорирование, агрессивное нападение, собирание игрушек, изоляция, ребёнок с родителями, еда в одиночестве) и мотивирует их отреагировать на данные ситуации согласно их опыту или тому, что им кажется правильным в той или иной ситуации. Детям раздают листы бумаги с текстом задания и предложенными ситуациями: «Представьте себе вашего сверстника. Какое выражение лица будет у него (нее) в следующих ситуациях, радостное или печальное? Если радостное, то обведите кружком +, а если печальное, то -.

1.Ваш сверстник играет с младшими детьми: + —

2. Он (она) гуляет со своей мамой и младшим братом или сестрой: + -3.Что-то сердит его (ее): + —

  • 4.Он (она) одевается утром в школу: + —
  • 5. Он(она) играет со старшими детьми: + —
  • 6. Он(она) идёт спать: + —
  • 7. Он(она) умывается или купается: + —
  • 8.Ему (ей) делают выговор, ругают: + —
  • 9.Родители ухаживают за младшим братом или сестрой, а на него (нее) не обращают внимания: + —
  • 10.У него (нее) отбирают книгу или игрушку: + —
  • 11.Он (она) убирает игрушки: + —
  • 12. Он (она) сидит в одиночестве: + —
  • 13.Он (она) со своими родителями: + —
  • 14. Он (она) обедает в одиночестве: + — »

Данные тестирования подвергаются количественному анализу, на их основании вычисляется индекс тревожности ребёнка (И.Т.),который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (Э.Н.В) (печальное лицо) к общему числу рисунков (14). Это можно представить следующей формулой: И.Т.=(Э.Н.В./14)*100%

В зависимости от индекса тревожности дети подразделяются на три группы:

А) Высокий уровень тревожности (И.Т. выше 50%)

Б) Средний уровень тревожности (И.Т. от 20 до 50 %)

В) Низкий уровень тревожности (И.Т. от 0 до 20%)

Данные тестирования заносятся в таблицу, позволяющей наглядно показать индекс тревожности каждого ребёнка испытуемой группы.

Ф.И.О. ребенкаВычисление И.ТПоказатель И.Т.Уровень тревожности

Методика «Паровозик» (Выявление тревожности у дошкольников)

Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.

Источник: Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С.В. СПб: Речь, 2005.

Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.

Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

Инструкция: «Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.».

Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.

  1. Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.
  2. Обработка данных.
  3. 1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый — на третью; красный, желтый, зеленый — на шестую.
  4. 2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый — на вторую; красный, желтый, зеленый — на седьмую, синий — на восьмую.
  5. 3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий — на седьмую; красный, желтый, зеленый — на восьмую позицию.
  6. Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное, при 4-6 баллах — как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс); при 7 — 9 баллах — как НПС средней степени; больше 9 баллов — НПС высокой степени.
  7. Оценка результатов
  8. 4 балла — позитивное психическое состояние
  9. 3 балла — негативное психическое состояние низкой степени
  10. 2 балла — негативное психическое состояние средней степени
  11. 1 балл — негативное психическое состояние высокой степени

Наряду с полученным индивидуальным результатом можно определить и общий психологический климат в группе. Для этого определяется сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между ними делится на количество детей и умножается на 100 %.

  • Оценка результатов:
  • 70 % и выше — высокая степень благоприятности психологического климата (сБПК);
  • 42 — 69 % — средняя сБПК;
  • 26 — 41,9 % — незначительная сБПК;
  • 0 — 25 % — начальная степень неблагоприятного психологического климата (сНПК);
  • -1 до — 25% -средняя сНПК;
  • — 26 % и ниже — сильная сНПК.
  • Социометрия

Остановимся на описании методики, соответствующих возрастным особенностям дошкольников 4—7 лет. «Капитан корабля»Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы: 1.

Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие? 2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей? 3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание? 4.

Кто еще остался на берегу? Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на одном корабле».

Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться «популярными» в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу «игнорируемых». 

Ответы детей (их отрицательные и положительные выборы) заносятся в специальный протокол (матрицу):

ФИОЮра К.Боря Ж.Инна Г.Света Ч.Коля И.
Юра К.+
Боря Ж.+++
Инна Г.+
Света Ч.
Коля И.

При анализе результатов методики важным показателем является также взаимность выборов детей. Наиболее благополучными считаются случаи взаимных выборов. На основании ответов детей в каждой из методик составляется социограмма группы, где есть ярко выраженные звезды и отверженные.

Следует подчеркнуть, что далеко не всякая группа имеет столь четкую социометрическую структуру. Встречаются такие группы, в которых все дети получают примерно равное количество положительных выборов.

Это свидетельствует о том, что внимание и доброжелательное отношение сверстников распределяется примерно поровну между всеми членами группы.

По-видимому, данная ситуация обусловлена правильной стратегией воспитания межличностных отношений и является наиболее благоприятной. [1 с.282-286].

Два домикаДля проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них — большой красивый, красного цвета, а другой — маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики.

В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном — игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик».

После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.

Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.

Источник:

Выявление тревожности у дошкольников. Методика “Паровозик”

  • Здравствуйте, читатели и гости блога!
  • Сегодня пост для коллег педагогов-психологов, но может и пригодиться всем педагогам, работающим с дошкольниками. 
  • Методика выявления тревожности у дошкольников «Паровозик»
  • Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.

Стимульныйматериалпаровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

Инструкция«Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.».

Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики
в поле зрения.

Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция,
одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.

Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания
ребенка.

  1. Обработкаданных.
  2. 1 балл присваивается, если ребенок поставилвагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый — на третью;

    красный, желтый, зеленый — на шестую.

  3. 2 балла присваивается, если ребенок поставилвагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый — на вторую;

    красный, желтый, зеленый — на седьмую, синий — на восьмую.

  4. 3 балла присваивается, если черный, серый иликоричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий — на седьмую; красный, желтый,

    зеленый — на восьмую позицию.

  5. Если в результате суммирования полученных данных,баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное,при 4-6 баллах — как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс); при

    7 — 9 баллах — как НПС средней степени; больше 9 баллов — НПС высокой степени.

  6. Оценкарезультатов
  7. 4 баллапозитивноепсихическоесостояние
  8. 3 балланегативноепсихическоесостояниенизкойстепени
  9. 2 балланегативноепсихическоесостояниесреднейстепени
  10. 1 баллнегативноепсихическоесостояниевысокойстепени

Наряду с полученным индивидуальным результатомможно определить и общий психологический климат в группе. Для этого определяетсясумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между ними делится на количество детей и умножается

на 100 %.

  • Оценка результатов:
  • 70 % и выше — высокая степень благоприятностипсихологического климата (сБПК);
  • 42 — 69 % — средняя сБПК;
  • 26 — 41,9 % — незначительная сБПК;
  • 0 — 25 % — начальная степень неблагоприятногопсихологического климата (сНПК);
  • -1 до — 25% -средняя сНПК;
  • — 26 % и ниже — сильная сНПК.

Источник: Диагностикапсихических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост.

Велиева С.В. СПб: Речь, 2005.

Направлена на определениестепени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется

индивидуально с детьми с 2,5 лет.

Источник:

Тревожность — Лэпбук, Лучик детства

Тревожный ребенок

Положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл

Источник: https://mii-info.ru/stress/metody-diagnostiki-urovnya-trevozhnosti-u-doshkolnikov-i-shkolnikov-parovozik-i-drugie-igrovye-testy-skachat-blanki-oprosnikov-i-instruktsii-po-interpretatsii-rezultatov.html

11 методик для выявления тревожности у детей

Диагностика тревожности у детей дошкольного возраста по методике Филлипса

Наличие беспокоящих состояний у детей в раннем возрасте — проблема многих родителей. Ситуация осложняется трудностями выявления, оценки и интерпретации эмоционального состояния малыша.

Для облегчения задачи разработано большое количество различных приёмов, среди них особое место занимают игровые.

Так, методика выявление тревожности у дошкольников Паровозик обеспечивает с помощью визуальной выборки цвета, который ассоциируется с определённым настроением.

Причины беспокоящих состояний у детей

Состояние тревожности — характерное явление для многих малышей. Оно формируется как психическая реакция организма на любую неопределённость, неизвестность будущего. Для дошкольника, изучающего и узнающего этот мир, факторов неизвестности очень много, поэтому вероятность развития тревожности высока.

Большую роль в формировании беспокоящих состояний у детей играют взрослые, особенно родители. Малыши во всём зависят от мамы и папы. Степень уверенности зависит от поведения и позиции взрослых.

Факторы, повышающие вероятность развития тревожности:

  • критика и упрёки;
  • сравнение с детьми;
  • отсутствие поддержки;
  • нестабильность в повседневной жизни;
  • непонимание происходящих событий;
  • низкая степень вовлечённости родителей в повседневную жизнь малыша;
  • совершение действий, вызывающих страх, тревогу, негативные эмоции;
  • недостаток любви, внимания.

Сложности при диагностике

Определение степени проявления тревожности у дошкольников и школьников младших классов осложнено возрастными особенностями. Ребёнок плохо понимает и не контролирует процессы, которые происходят в его психическом и эмоциональном мире. Он неспособен самостоятельно вычленить отклонения от нормы в восприятии действительности.

Первичный способ диагностики тревожности — выявление особенностей в поведении. По поведенческим признакам можно вычленить наличие беспокоящих состояний.

Признаки тревожности ребёнка:

  • суетливость;
  • двигательное беспокойство;
  • повторяющиеся движения — сосание пальцев, закручивание волос, обгрызание ногтей;
  • нарушения сна;
  • скованность;
  • панический страх нового, любых перемен;
  • неуверенность в себе;
  • отказ от новых видов деятельности;
  • серьёзность;
  • нежелание выделяться и стремление к тишине;
  • частые страхи без повода;
  • заниженная самооценка.

По первичным признакам взрослые люди способны определить отклонения в эмоциональном состоянии малыша, но для точной диагностики тревожности, оценки степени её проявления нужно использовать специальные методики.

Основные методики

Для определения наличия беспокоящих состояний у малышей дошкольного и младшего школьного возраста разработано большое количество всевозможных методик:

  • «Лесенка». Способ направлен на определение уровня самооценки дошкольника, как он видит отношение к себе сверстников, родителей, взрослых. Отношение ребёнка очень сильно взаимосвязано с беспокоящими состояниями, которые его преследуют. Для проведения нужны: лист бумаги, картон, карандаш, ножницы. На листе рисуется лесенка с семью ступеньками. Ступени одинаковые, кроме третьей, она шире. На картоне рисуют и выстригают фигурку человека. Ребёнка просят ставить фигурку на конкретную ступеньку. Фигурки обозначает самого ребёнка, учителя, воспитателя, других хороших и плохих ребят. По месту размещения фигурки на ступеньку определяется уровень самооценки. Методика используется при диагностике тревожности. Она позволяет определить влияние на беспокоящие состояния самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми.
  • Тест «Страхи в домиках». На листе рисуются два домика. Ребёнку задают задачу, нужно «страшные» и «нестрашные» страхи распределить по домикам. Читается 29 страхов. Малыш распределяет их по домикам. На основе сортировки определяются объект, вызывающие страх и тревогу у ребёнка.
  • Выбери нужное лицо. Дошкольнику предлагают посмотреть на 14 картинок, изображающих различные ситуации из детской жизни. На картинках представлен малыш с лицом, которое не прорисовано. Тестируемому ребёнку нужно выбрать «весёлое» или «грустное» лицо, которое ассоциируется у него с ситуацией на картинке. По реакции малыша к конкретным ситуациям определяется наличие тревожности, источники её развития.
  • «Рисунок человека». Необходимые материалы: лист бумаги и карандаш. Ребёнку даётся задание нарисовать человека без уточнений, комментариев и разъяснений. Когда фигурка нарисована, у ребёнка спрашивают, кого он нарисовал. Проводится анализ рисунка, по ярким деталям определяется наличие тревожности у малыша.
  • «Барашек в бутылке». Методика направлена на диагностику психологического самоощущения малыша в семье. два листа бумаги и карандаш. На одном листе ребёнок рисует барашка в бутылке. На втором листе — нужно записать о том, как чувствует себя барашек, о чём мечтает, что его тревожит. Если ребёнок не умеет писать, его просят ответить на эти высказывания о барашке. По рисунку и ответам определяется состояние малыша, наличие тревожности, особенности её выражения.
  • «Нарисуй свой страх». Ребёнка просят на листе нарисовать свои страхи. После завершения задания, малыша просят прокомментировать рисунок. На основе рисунка и ответов определяются объекты тревожности ребёнка.
  • «Несуществующее животное». Ребёнка просят нарисовать несуществующее животное, дать ему имя. Малыша просят рассказать о животном, что он любит, его страхи и тревоги. По рисунку и ответам формируется представление о беспокоящих состояниях.
  • «Кактус». Тест на определение эмоционального состояния малыша, наличия агрессивности, её направленности. Ребёнка просят нарисовать кактус. После завершения рисунка с малышом проводят беседу, направленную на уточнение деталей рисунка. На основе рисунка и ответов составляется эмоциональный портрет малыша.
  • «Паровозик».

Особенностью методик для малышей является оформление в виде понятных и естественных для детей проявлений — игра, рисование, составление сложного объекта из простых деталей и т. д.

В некоторых случаях они используются и для подростков.

Инструкция по тестированию на примере методики «Паровозик»

Способ диагностики направлен на установление психологического и эмоционального состояния малышей дошкольного возраста. Минимальный возрастной порог проведения оценки — 2,5 года.

Методика «Паровозик» предназначена для определения у малыша степени проявления следующих состояний:

  • нормальное или пониженное настроение;
  • тревожность;
  • страх;
  • удовлетворительная или низкая адаптация, проявляющаяся в определённой социальной среде, новой или привычной;
  • позитивное (ППС) или негативное психическое состояние (НПС).

Наглядным материалом, необходимым для реализации методической оценки, является:

  • паровозик — не должен иметь цвет, который совпадает с цветом одного из вагончиков;
  • 8 вагончиков разного цвета;
  • белый фон — лист бумаги, картон или ткань.

Инструкция по применению методики «Паровозик»:

  1. На белом фоне беспорядочно раскладываются вагончики и паровозик.
  2. Ребёнку предлагают присмотреться к картинкам.
  3. Он должен построить поезд, разложив вагончики в определённой последовательности.
  4. Последовательность определяется наводящей фразой, которая повторяется.
  5. Первый после паровоза — самый красивый вагон.
  6. Второй — самый красивый из оставшихся и т. д., пока все вагончики не будут выстроены в состав.
  7. При выборе важно следить, чтобы ребёнок удерживал в поле зрения все картинки.
  8. Руками взрослый обводит оставшиеся «свободными» вагончики, чтобы ребёнок не путался с уже выбранными.

Скачать методические материалы для тестирования «Паровозик».

В процессе проведения процедуры родитель, психолог или воспитатель фиксирует последовательность выбора цветов, а также все комментарии ребёнка.

Оценочным критерием методики являются баллы. Они выставляются за конкретную последовательность вагончиков.

Шкала определения количества баллов:

Коли-чество балловЦвет первого вагончика после паровозаВторой вагонТретий вагонШестой вагонСедьмой вагонВосьмой вагон
1ФиолетовыйКоричневый, серый, чёрныйЗелёный, жёлтый, красный
2ФиолетовыйСерый, чёрный, коричневыйЖёлтый, зелёный, красныйСиний
3Чёрный, серый, коричневыйСинийЖёлтый, красный, зелёный

На основе суммы баллов определяется психологическое состояние малыша.

Количество балловУровень состояния
Меньше 3ППС
от 4 до 6Низкое НПС
от 7 до 9Среднее НПС
Больше 9Высокое НПС

Метод «Паровозик» может применяться для оценки климата в группе. Для этого игра проводится с каждым ребёнком. Подсчитываются индивидуальные баллы каждого ребёнка, оценивается его состояние.

При оценке групп состояние ребёнка переводится в баллы:

СостояниеБаллы
НПС высокой степени1
НПС средней степени2
НПС низкой степени3
ППС4

Баллы суммируются, делятся на количество малышей в группе. Полученный результат умножают на 100%.

Групповое состояние = Сумма баллов всех детей / Количество малышей х 100%

Оценка группового психологического состояния:

69% и болееППС высокой степени
43—68%Средний уровень ППС
25—42%Незначительная ППС
0—4%НПС начальной степени
— 24 до — 1%НПС средней степени
— 25% и нижеНПС сильной степени

Методика «Паровозик» — эффективна и востребована из-за простоты и понятности.

Она построена на основополагающем принципе соотношения цветов и эмоций. У малыша дошкольного возраста такое ассоциативное мышление уже хорошо развито, он воспринимает такие задачи естественно.

Не зря существует выражение «видит в розовых красках». Человек с положительным эмоциональным фоном акцентирует внимание на соответствующих цветах. Люди с отрицательным эмоциональным состоянием видят мир в соответствующих красках. Малыши не являются исключением.

Источник: https://urazuma.ru/trevoga/u-doshkolnikov.html

Наше здоровья
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: