Я-концепция – это представления личности о самой себе в психологии

Содержание
  1. Я-концепция в психологии — это важная составляющая личности. Теория личности З. Фрейда
  2. Составляющие Я-концепции
  3. Архитектоника Я-концепции
  4. Личность по Фрейду
  5. Личность как связь между прошлым и будущим
  6. Психология детей
  7. Личность в философии, социологии и психологии
  8. Личность в условиях депривации
  9. Психология флирта
  10. Образ я, я-концепция – психология
  11. Образ Я, Я-концепция — Психологос
  12. Из чего состоит Я-концепция
  13. Устойчивость и изменение Я-концепции
  14. «Образ Я» и «Я-концепция». Структура, этапы формирования, функции имеханизмы защиты
  15. «Я-концепция»: характеристика, особенности, значение
  16. Зарождение «Я-концепции»
  17. Что представляет собой «Я-концепция»?
  18. Как формируется «Я-концепция»?
  19. Структура «Я-концепции»
  20. Воздействие «Я-концепции» на жизнь человека
  21. «Я-КОНЦЕПЦИЯ» личности
  22. Роль «Я-концепции» в жизни личности
  23. Я-концепция в психологии: это, образ и специфика
  24. Понятие и структура
  25. Когнитивная
  26. Оценочная
  27. Поведенческая
  28. Механизм формирования
  29. История изучения и исследователи
  30. Классификация
  31. Факторы влияния
  32. Методы изучения
  33. Проблематика
  34. Я-концепция – это представления личности о самой себе в психологии
  35. История возникновения концепции

Я-концепция в психологии — это важная составляющая личности. Теория личности З. Фрейда

Я-концепция – это представления личности о самой себе в психологии

Я-концепция в психологии – система представлений личности о самой себе, которая состоит из:

  • самооценки;Я-концепция — это то, как вы представляете самого себя
  • осознания и понимания своих психических, физиологических и других свойств;
  • субъективного восприятия факторов из вне, которые влияют на развитие и поведение личности.

На протяжении долгого времени многие ученые, философы и психологии считали вопросы об истоках представления человека о самом себе очень серьезными и значимыми.

Но попытки дать точное определение такой концепции были безуспешными.

Я-концепция как самостоятельное понятие начало зарождаться только в 19-20 веках. В те времена активно велись споры и обсуждались идеи о человеке как о познаваемом субъекте и познающем, то есть о его двойственной природе.

Одним их первых исследователей идеи о системе представлений человека о самом себе был психолог Вильям Джеймс. Он каждый день наблюдал за собственными сознательными переживаниями и делал выводы, на которых основываются его убеждения касательно Я-концепции .

  Что делать, если с памятью стало плохо: меры профилактики и лечение

В 50-е годы 20 века к Я-концепции заново вернулись ученые, занимающиеся гуманистической психологией и положившие начало развитию этого понятия. Карл Роджерс и Абрахам Маслоу рассматривали целостное человеческое «Я» как неотъемлемую часть процесса развития личности и ее основополагающий фактор.

В 80-е понятием Я-концепции заинтересовались и отечественные ученые-психологи, которые также внесли свой вклад в исследования данной концепции.

За все время существования понятия Я-концепции исследованиями этой идеи занимались не только обычные психологи, но и социологи, врачи-клиницисты, социальные и детские психологи.

Исследования данной концепции очень важны для становления истины о гармоничном развитии личности, формирования ее мировоззрения и характера поведения.

Составляющие Я-концепции

Многие определяют Я-концепцию как самосознание и определяют эти два понятия как синонимы.

Действительно, Я-концепцию и самосознание можно назвать близкими друг другу терминами, но в некоторых случаях данную концепцию не приравнивают к самосознанию, а, наоборот, называют ее конечным продуктом или итогом его процессов.

Вильям Джеймс выделял в Я-концепции несколько важных составляющих самого «Я»:

  • материальное (то, с чем человек себя ассоциирует и отождествляет. Например, его близкие, жилье, собственность и другое);
  • духовное (внутренние установки человека нравственного, религиозного и политического характера);
  • физическое (собственное тело человека, его первичные нужды);
  • социальное (человек играет свою собственную социальную роль и получает определенное признание в обществе другими людьми);Я-концепция и самосознание похожи, но и отличаются
  • реальное (представления человека о самом себе в настоящем времени);
  • фантастическое (представления человека о том, каким бы он хотел быть при определенных возможностях);
  • динамическое (намерение человека стать тем, кем он хочет);
  • идеальное (представления человека о том, каким бы он может стать относительно моральных норм).

Одна из архиважных функций Я-концепции – обеспечение внутренней согласованности и устойчивости поведения личности. Формирование данной концепции происходит во время получения человеком жизненного опыта.

Особенно это касается отношений детей с родителями. Я-концепция достаточно рано приобретает активную роль. Она влияет на жизненные цели человека и оценку их достижений, на его ожидания и систему прогнозов на будущее.

  Резюме молодого специалиста без опыта работы: образец, рекомендации и секреты

Таким образом Я-концепция влияет на развитие личности в целом, ее поведение и деятельность. На реальность Я-концепции влияет ряд факторов:

  • чувство и ощущение личной адекватности человека;
  • отсутствие ощущения угрозы в процессе самоописания;
  • ясность самосознания;
  • адекватное выражение самосознания.

Я-концепция напрямую зависит от внешних воздействий на человека. Однако, в течение своего развития концепция становится самостоятельным фактором, играющим важную роль в жизнедеятельности человека.

Люди воспринимают все происходящие с ними вокруг через призму данной концепции, которая формируется под воздействием жизненного опыта и социализации.

Архитектоника Я-концепции

Я-концепция формируется в процессе получения жизненного опыта и развития человека. Этот процесс выступает как итог:

  • самонаблюдения (наблюдения человека за своим поведением и внешностью);
  • самовосприятия (восприятие человеком своих эмоций, ощущений и тому подобное);
  • самоанализа (анализ человеком своих поступков, отношений с окружающими, мыслей).Представление человека о себе формирует его опыт

В «Я-концепции» можно также выделить следующие компоненты:

  • образ «Я» (когнитивный). Это ничто иное как представление человека о самом себе;
  • самооценка (оценочный). Эмоциональная оценка человеком своего внутреннего «Я»;
  • поведенческий. Это то, как человек реагирует и поступает, руководствуясь знаниями о себе самом и своей самооценкой.

В своих исследованиях концепции представления человека о самом себе ученые часто затрагивали такое понятие как самооценка.

Также популярным был термин «самопринятие» или «самоосознавание», которыми ученые-психологи обозначали принятие и уважение человека к самому себе вне зависимости от своих недостатков.

Человек взаимодействует с окружающим миром, становясь субъектом всевозможных видов деятельности. Благодаря любому такому взаимодействию формируется образ собственного «Я».

Люди анализируют себя и свои поступки, исследуют свою натуру путем разделения различных образов себя на внешние и внутренние образования.

Со временем человек формирует суммарное представление о своем «Я», которое будет состоять из отдельных элементов, образующихся во время самоанализа, самонаблюдения и самопознания.

  Тьютор: кто это такой в системе образования

Такое суммарное представление о своем «Я» будет состоять из основных представлений человека о самом себе и своей натуре, что и отражает Я-концепция.

Личность по Фрейду

Структура личности по Фрейду имеет три составляющие: – “Оно” – наиболее примитивная материя которая охватывает все врожденное, подчиненное предмету удовольствия и ничего незнающее о реальности; – “Я” – сознание.

Следует принципу реальности вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде.
– “Сверх-Я” – источник моральных и религиозных чувств, контролирующий и наказующий агент, продукт влияния исходящего от других людей. Возникает в раннем детстве.

“Оно” находится в конфликте со… Психология личности Личность и индивидуальные процессы Личность Фрейд Фрейду

Личность как связь между прошлым и будущим

С точки зрения физики и, следовательно, технически подкованных граждан, прошлое нереально, так как его уже нет, а будущее нереально, потому что его еще нет. Выходит, что реально только настоящее, краткий, бесконечно малый, неуловимый миг.

Из всего бесконечного многообразия бурлящей жизни реальна только одна фотография, где все намертво припаяно друг другу?
И мы живем ради этой фотографии, которая через секунду превратится в прах, в воспоминание, а то и вовсе будет забыта? Нет, что-то тут не… Психология личности Личность и индивидуальные процессы Личность Связь Прошлый Будущий

Психология детей

Ребенок снова не оправдал наши ожидания:’Я в его возрасте Бетховена играла, а он ноты не может выучить!’, ‘Математику запустил, только книжки читает целыми днями!’, Почему-то нам труднее всего понять и принять в собственных детях, именно то, что хуже всего поддается изменению: врожденные свойства характера, тип темперамента, пути постижения им мира. Ожидая малыша, мы представляем себе, каким он будет. Мы мечтаем о мальчике или девочке, наделяем их осязаемыми чертами: у него будут папины глаза и… Психология личности Личность и индивидуальные процессы Психология Детей

Личность в философии, социологии и психологии

Ставя вопрос о природе человека люди во все времена предполагали наличие нечто такого, что составляет его сущность. Эрих Фромм по этому поводу замечает, что никто не сомневался в специфической природе человека, но при этом высказывались самые разные мнения о ее содержании.

Отсюда и множество определений человека: то он «разумное существо» (animal rationale), то «общественное животное» (zoon politikon), то «человек умелый» (homo faber), то существо, способное создавать символы, наконец, всем… Психология личности Личность и индивидуальные процессы Личность Философия Социология Психология

Личность в условиях депривации

Первая вызвана невозможностью удовлетворения базовых потребностей из-за отсутствия доступа к основным материальным благам и социальным ресурсам: пище, жилью, медицине, образованию и т. д.

Вторая проистекает из воспринимаемого как несправедливость несовпадения между ценностными ожиданиями и реальными возможностями.
Кому-то может показаться, что относительная депривация есть не что иное, как фрустрация, но это не совсем так.

Разница между ними заключается, во-первых, в том, что при фрустрации… Психология личности Личность и индивидуальные процессы Личность Условие Депривация

Психология флирта

Психология флирта… Для многих женатых мужчин флирт – это последний оплот независимости, и способ укрепиться в мысли в том, что они, как мужчины, ещё чего-то стоят.

Однако, такие светские уловки не всегда адекватно воспринимаются жёнами флиртующих мужчин.

Для жён, которые в подобной ситуации ощущают дискомфорт, предлагаем проанализировать свои ощущения, что несомненно благоприятно скажется на обоих супругах. Во-первых, разберитесь в своих ощущениях:

– вас больше всего огорчает то, что… Психология личности Личность и индивидуальные процессы Психология Флирт

Источник: https://pro-acne.ru/psihologiya/ya-kontseptsiya-eto-predstavleniya-lichnosti-o-samoj-sebe-v-psihologii.html

Образ я, я-концепция – психология

Я-концепция – это представления личности о самой себе в психологии

«Я»-концепция понимается в психологии как устойчивая система обобщенного представления индивида о себе, как образ собственного «Я» (образ «Я»), который определяет отношение индивида к самому себе и другим людям.

Другими словами, «Я»-концепция включает в себя всю совокупность знаний и представлений индивида о себе, эмоциональное отношение к своей личности, а также те формы поведения, которые обусловлены этими знаниями, представлениями и оценками.

Значительная часть вопросов, связанных с описанием этой системы (ее структурой, формированием и динамикой), еще подлежит дальнейшей разработке. Разночтения по ряду фрагментов «Я»-концепции таковы, что не имеет смысла подвергать их критике.

Однако важность проблемы столь велика, что высшую степень актуальности приобретает ознакомление с уже имеющимися результатами исследований как основой для дальнейших разработок. Трудность изучения проблем «Я»-концепции заключена в наличии противоречий во внутреннем мире человека, в слабой осознанности им некоторых сторон своей личности.

Характерно, что за последние 30 лет количество исследований и книг по проблематике «Я»- концепции более чем удвоилось.

Образ «Я» — это целостное представление человека о самом себе. Оно не сводится к простому осознанию своих отдельных черт и качеств.

В образе «Я» более значимым моментом является не столько автобиографическое самоописание, сколько самоопределение: Кто я? Каков я? Чего я хочу? Что я могу? Каким я стану? От того, каким видит себя индивид (каков его образ «Я»), зависят его стратегии взаимодействия с другими людьми, его формы поведенческой саморегуляции, отношение к деловым партнерам и в целом его отношения с окружающим миром. Важно, что образ «Я» обусловливает отношение к себе, самоуважение, любовь к себе или, как говорят психологи, принятие себя. Любовь к себе не означает возвышение над окружающими. Наоборот, именно любовь К себе позволяет человеку любить других, оценивать их по достоинству. Об этом писал Э. Фромм: «Мое собственное «Я» должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек».

Образ «Я» обычно включает в себя: — «Я» — реальное — как представление индивида о себе, каков он на самом деле; — «Я» — идеальное — как его представление о своем желаемом образе; — «Я» — зеркальное — как его представление о том, что о нем думают другие;

— «Я» — фантастическое — как представление индивида о том, каким он мог бы стать при благоприятном стечении обстоятельств и др.

Сложное взаимодействие всех этих сторон образа «Я» практически исключает возможность нахождения индивида в состоянии полного «психологического штиля», бесцельного существования и бездеятельности.

В отечественной психологии в структуре «Я»-концепции выделяют следующие компоненты: — когнитивный, содержащий образ своей внешности, способностей, личностных качеств, своего статуса в коллективе и др.; — эмоциональный, отражающий отношение к себе;

— оценочно-волевой, выражающий стремление индивида повысить свою значимость, социалыгую роль, авторитет и т.п.

Все эти компоненты формируются и развиваются в общении и деятельности. В рамках психологии личности особое значение имеет самосознание как высший уровень развития сознания. Символично, что фундаментальный курс «Общая психология» начинается и завершается понятием «сознание», охватывая все стадии его развития в онтогенезе человека.

Источник:

Образ Я, Я-концепция — Психологос

Я-концепция — сложившееся представление человека о самом себе, как о человеке и личности.

Американский психолог У. Джеймс («Принципы психологии», 1890 г.) первым предложил идею Я-концепции и внес существенный вклад в ее разработку.

Согласно Джеймсу, «глобальное Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирический объект (Ме), познаваемый субъективным оценивающим сознанием (I). Я как объект состоит из четырех аспектов: духовное Я, материальное Я, социальное Я и телесное Я, которые и образуют для каждого человека уникальный образ или совокупность представлений о себе как личности.

Кроме этого, Джеймс предложил формулу оценивания личностью самого себя. Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний:

самооценка = успехи/притязания

Позже «я-концепция» разрабатывала в необихеворизме (теория социального научения А.Бандуры), в гуманистической психологии (исследования К.Роджерса) и в настоящее время активно используется в самых различных подходах как психологии, так и педагогики.

Из чего состоит Я-концепция

Есть понятие «внутренняя картина болезни» — то, как человек воспринимает свое заболевание. А «я-концепция» — внутренняя картина себя, то, что известно индивиду о самом себе, каким он видит, чувствует и представляет себя сам. Это

  • Образ Я — представление человека о самом себе: о своем уме, теле, способностях, чертах характера
  • Субъективное отношение человека к самому себе: принятие или нет, та или иная самооценка, высокое или не очень самоуважение
  • Действия и реакции, которые человек считает «присущими ему», «достойными себя», выражающими его Я

Позитивная Я-концепция — это позитивное отношение к себе, самоуважение и принятие себя, ощущение собственной ценности. Негативная Я-концепция — негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.

Устойчивость и изменение Я-концепции

Я-концепция — обычно очень устойчивая конструкция. Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными.

Это больше похоже на школьное сочинение, которое рождается часто случайно, неизвестно откуда, и при этом сочиняется под определенную задачу.

Несмотря на устойчивость, «я-концепция» — меняться может и меняется. На ее изменение обычно влияют:

  • контакты со «значимыми другими».

Как ведут себя «значимые другие», обычно оказывается образцом или хотя бы ориентиром. Образ жизни родителей — впитывается ребенком.

То, что значимые люди о нас думают, как правило, сильно влияет на наши представления о себе и отношение к самому себе.

Общий уровень эмоционального тона, ситуативное настроение, состояние здоровье и психосоматические обстоятельства.

  • сопоставление имеющегося и желаемого.

Например, сопоставление Я-реального и Я-идеального, сопоставление что я хотел сделать и что на самом деле не сделал.

Самооценка во многом меняется не «потому что», а «для того, чтобы», в рамках тех или иных ситуативных или личностных выгод.

Источник:

«Образ Я» и «Я-концепция». Структура, этапы формирования, функции имеханизмы защиты

28236

«Образ Я» и «Я-концепция». Структура, этапы формирования, функции имеханизмы защиты

Доклад

Психология и эзотерика

Описательная составляющая Яконцепции образ Я или картина Я; составляющая связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам самооценка или принятие себя.

Три главных элемента Я концепции: Когнитивная составляющая образ Я представление индивида о самом себе.

Составляющие Яконцепции: реальное Я представление о себе в настоящем времени идеальное Я то каким субъект по его мнению должен был бы стать ориентируясь на моральные нормы. Бернс выделяет следующие основные ракурсы Яконцепции: Реальное Я установки…

Русский

2013-08-20

42.5 KB

39 чел.

Я-концепция — относительно устойчивая система представлений индивида о самом себе, являющаяся основой взаимодействия с другими людьми и отношения к себе. Она включает: осознание своих физических, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и др.

свойств; самооценку; субъективное восприятие внешних факторов. Я-концепция — это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой.

Описательная составляющая Я-концепции — образ Я или картина Я; составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам, — самооценка или принятие себя.

Я -концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельностное начало и возможности развития в будущем. Я-концепция — важный структурный элемент психологического облика личности, складывающаяся в общении и деятельности.

Три главных элемента Я -концепции:

  1.  Когнитивная составляющая — образ Я — представление индивида о самом себе.
  2.  Эмоционально-оценочная составляющая — самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
  3.  Потенциальная поведенческая реакция — те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Составляющие Я-концепции: реальное Я (представление о себе в настоящем времени),  идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы).При несовпадении реального Я и идеального Я происходит внутриличностный конфликт (неврозы).

Бернс выделяет следующие основные ракурсы Я-концепции:

  1.  Реальное Я — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.
  2.  Зеркальное (социальное) Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.
  3.  Идеальное Я — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский: Образ Я — относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.

Наиболее известным различением образов «Я» является различение «Я -реального» и «Я -идеального», а также различение «материального Я» и «социального Я».

Механизмы формирования Я-концепции:

1.интериоризация чужих оценок — теория отраженного зеркального Я (Мид и Кули)

Мнение человека о себе зависит от того, как его оценивает референтная группа, причем сдвиг в Я-к., вызванный мнением группы может быть очень устойчив. Изменения будут более значительными, если человек думает, что референтная группа единодушна в оценке его качеств.

Интериоризация чужих мнений предполагает и социальное сравнение, и атрибутивные процессы (человек сначала приписывает другим какое-либо отношение к себе, а потом принимает/отвергает его в качестве оценки), и отбор информации в соответствии с уже существующим образом Я и ценностными критериями.

2.социальное сравнение – проявляется двояко: человек сравнивает «наличное Я» с «прошлым Я» и «будущим Я», а свои притязания с достижениями

формула Джемса:           самоуважение =   успех  

                                      притязания

человек сравнивает себя с другими людьми

Т.о., он учитывает не только свои успехи, но и успехи других, принимает в расчет ситуацию в целом.

Люди гораздо яснее осознают то, что они отличаются от других, т.е. от подразумеваемого среднего (физические недостатки, национальные меньшинства).

Индивидуальность воспринимается как отличие от других и человек должен выбрать группу на которую он может/хочет ориентироваться и сравнивать себя с ней, а это определит его самоуважение.

Процесс социального сравнения двусторонен – человек воспринимает и оценивает себя в сравнении с другими, а других воспринимает и оценивает по себе, невольно приписывая другим собственные черты, считая их более правильными.

3.самоатрибуция – необихевиоризм Скиннера, теория самовосприятия Бена.

Человек черпает информацию о своих эмоциях, установках и убеждениях из трех источников:

а) восприятия своих внутренних состояний

б) наблюдения своего открытого поведения

в) наблюдения обстоятельств, в которых это поведение осуществляется

Чем слабее  или непонятнее внутренние сигналы, тем больше человек судит о себе по своим поступкам. Причем, успех чаще приписывает себе, а причины неудач ищет вовне. Самоатрибуция селективна в отборе причинных факторов, в их интерпретации, в неодинаковом к ним внимании. Ту же функцию – оправдать свое поведение — выполняет эго-защитный механизм рационализации.

4.смысловая интеграция жизненных переживаний – смысловая интеграция образа Я

На ее основе все три предыдущих механизма образуют взаимосвязи и взаимопереходы.

Источник: https://obu4ayka.ru/stati/__trashed-1495.html

«Я-концепция»: характеристика, особенности, значение

Я-концепция – это представления личности о самой себе в психологии

Термин «Я-концепция», о котором сегодня можно услышать от психологов различных направлений, социологов и других специалистов в области личностной сферы человека, трактуется как система представлений личности о самой себе.

Эти представления могут осознаваться человеком в разной мере и быть относительно устойчивыми.

Данная концепция является результатом самопознания и самооценивания человека посредством отдельных образов в рамках различных реальных и представляемых ситуаций, а также посредством мнений окружающих и соотнесения человеком себя с ними.

Не нужно быть гением, чтобы прийти к выводу, что представление человека о самом себе является очень важным и оказывает непосредственное влияние на его личность и жизнь. Беря во внимание актуальность этой темы, мы и хотим поговорить о «Я-концепции».

Зарождение «Я-концепции»

В качестве самостоятельного понятие «Я-концепция» стало формироваться ещё на рубеже XIX-XX столетий, когда активно обсуждались представления о двойственной природе человека как субъекта познающего и познаваемого.

Затем, уже в 50-х годах прошлого века оно развивалось феноменологической и гуманистической психологической наукой, наиболее яркими представителями которой были Абрахам Маслоу и Карл Роджерс. Они рассматривали единое человеческое «Я» как основополагающий поведенческий и развивающий фактор.

Так, появившись в зарубежной литературе по психологии, в 80-е и 90-е годы XX века термин «Я-концепция» стал частью и отечественной психологической науки.

Несмотря на это, найти какую-либо точную и единую трактовку рассматриваемого термина довольно сложно, а наиболее близким к нему по смыслу является термин «самосознание».

Соотношение этих двух терминов и сегодня не определено точно, но довольно часто они считаются синонимами.

Однако в некоторых случаях «Я-концепция» рассматривается отдельно от самосознания, выступая конченым продуктом его процессов.

Что представляет собой «Я-концепция»?

Итак, что такое в действительности «Я-концепция» и какой психологический смысл следует в неё вкладывать?

Если обратиться к психологическим словарям, то «Я-концепция» определяется в них как динамическая система представлений личности о самой себе. Английский психолог Роберт Бернс в своей работе «Развитие Я-концепции и воспитание» говорит о «Я-концепции», как о совокупности всех имеющихся у человека представлений о себе, взаимосвязанной с их оценкой.

«Я-концепция» возникает у индивида при социальном взаимодействии в качестве неизбежного и всегда уникального результата психического развития, а также в качестве относительно устойчивого и, одновременно с этим, подверженного внутренним трансформациям психического приобретения.

Изначальную зависимость «Я-концепции» от воздействий извне невозможно оспорить, однако по мере развития она начинает играть самостоятельную роль в жизнедеятельности всех людей.

Окружающая действительность и представления о других людях воспринимаются людьми через фильтр «Я-концепции», которая формируется в процессе социализации и в то же время имеет конкретные индивидуально-биологические и соматические предпосылки.

Как формируется «Я-концепция»?

Связи каждого человека с окружающим миром предельно широки и богаты. Именно в комплексе этих связей человек вынужден функционировать в разных ролях и качествах, являясь субъектом всевозможных видов деятельности.

Любое взаимодействие с материальным миром позволяет человеку создавать образ собственного Я. Посредством самоанализа и разделения разных образов себя на отдельные образования (как внешние, так и внутренние) осуществляется так называемое исследование человеком своей натуры и её «обсуждение».

По мнению советского психолога и философа Сергея Леонидовича Рубинштейна, образ личного Я постоянно интегрируется во всё новые связи, благодаря чему начинает выступать в новых качествах, фиксирующихся в новых понятиях.

Этот образ, так сказать, постоянно показывает свою новую сторону, каждый раз проявляя всё новые свойства.

Таким образом и формируется со временем обобщённое представление о своём Я, являющееся как бы «сплавом» отдельных элементов, который образуется в процессе самовосприятия, самопознания, самонаблюдения и самоанализа.

Данное обобщённое представление о собственном Я, формируясь из разрозненных образов, обусловленных ситуативно, включает в себя основные представления и черты человека о своей натуре, что и выражается, собственно говоря, в «Я-концепции».

А «Я-концепция», в свою очередь, формирует у индивида чувство самотождественности.

Наряду со всем вышесказанным, «Я-концепцию», сформированную в процессе познания человеком самого себя, можно назвать также чем-то, для чего характерны постоянные внутренние перемены – она не перманента и не является тем, что дано человеку раз и навсегда.

По мере практики, т.е. реальной жизни, меняется и её адекватность, и её зрелость. Исходя из этого, «Я-концепция» оказывает огромное воздействие на психику индивида и его мировосприятие, а также служит базовым фактором формирования его поведенческого типа.

Структура «Я-концепции»

Упомянутый выше Роберт Бернс, наряду с множеством отечественных психологов, определяет три элемента, составляющие «Я-концепцию»:

  • Когнитивная составляющая – это образ Я человека, в котором содержатся его представления о своей личности
  • Оценочная составляющая – это самооценка, основанная на аффективной оценке образа Я
  • Поведенческая составляющая – это поведение, состоящее из поведенческих реакций или конкретных действий, обусловленных образом Я и самооценкой

Представленное разграничение «Я-концепции» на отдельные элементы является условным, т.к. сама она является целостным образованием, каждый из элементов которого, пусть и отличается некоторой самостоятельностью, находится в тесной взаимосвязи друг с другом.

Воздействие «Я-концепции» на жизнь человека

В жизни каждого из нас «Я-концепция», по большому счёту, имеет тройственное значение.

В первую очередь, «Я-концепция» обеспечивает внутреннюю согласованность личности и относительную поведенческую устойчивость. В случае, когда новый опыт, который получает человек, не расходится с его видением себя, он легко принимается «Я-концепцией».

Но если этот опыт не согласуется с имеющимся образом и противоречит ему, активизируются механизмы психологической защиты, помогающие человеку либо как-то объяснить отрицательный опыт, либо просто отвергнуть его. Благодаря этому, «Я-концепция» остаётся уравновешенной, причём, даже если реальный опыт ставит её под угрозу.

Согласно идее Роберта Бернса, такое стремление личности защититься и избежать разрушительного влияния можно назвать одной из основ нормального поведения.

Второй функцией «Я-концепции» можно назвать определение характера понимания человеком получаемого опыта. Видение себя является специфическим внутренним фильтром, определяющим особенности восприятия индивидом любого события и любой ситуации. Когда события и ситуации проходят через этот фильтр, они подвергаются переосмыслению и им придаются значения, которые соответствуют «Я-концепции».

И, наконец, третьим в этом списке является то, что «Я-концепция» служит основой ожиданий человека, проще говоря, его представлений о том, что должно случиться.

Люди, которые уверены в своей значимости, всегда ожидают, что и окружающие будет относиться к ним соответствующим образом, а те, кто сомневается в своей ценности, склонны считать, что они никому не нужны и никому не нравятся и, как следствие, стараются максимально ограничить свои социальные контакты.

Отсюда и вывод, что развитие личности каждого человека, а также его деятельность и поведение всегда обусловлены воздействием «Я-концепции».

НАПОСЛЕДОК: Как вы могли заметить, тема «Я-концепции» тесно связана с процессом самопознания, а это значит, что если человек разберётся в особенностях своей личности и осознает свою собственную «Я-концепцию», функционировать в мире, взаимодействовать с окружающими, достигать успехов и развиваться ему станет гораздо легче и даже интереснее. Так что предлагаем вам не откладывать работу над собой «в долгий ящик» и уже сейчас (или хотя бы в ближайшее время) приступить к познанию себя – специально для вас мы создали очень интересный и эффективный курс по самопознанию, который сможет раскрыть вам, пожалуй, практически все грани своей «Я-концепции». Курс вы найдёте здесь.

Желаем вам успехов и продуктивного самопознания!

Источник: https://4brain.ru/blog/%D1%8F-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F/

«Я-КОНЦЕПЦИЯ» личности

Я-концепция – это представления личности о самой себе в психологии

«Я-концепция» — это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

Одна из первых теорий, описывающих «Я-концепцию», была теория У. Джеймса, где выделено две стороны «Я» (Self) — субъектная и объектная.

Одна сторона личности — есть «сознающая Я» (I), а вторая — это та часть, которая осознается — «Я как объект» (Me).

В структуре личности этот автор выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости: от низшей — к высшей, от физической — к духовной (табл. 23.1).

Таблица 23.1. Представление о «Я-концепции» У. Джеймса
СоставляющаяОписание
«Духовное Я»Внутреннее и субъективное бытие человека. Набор его религиозных, политических, философских и нравственных установок
«Материальное Я»То, что человек отождествляет с собой (его дом, частная собственность, семья, друзья и пр.)
«Социальное Я»Признание и уважение, которое получает человек в обществе, его социальная роль
«Физическое Я»Тело человека, его первичные биологические потребности

Окончательное формирование представлений о «Я-концепции» произошло в 1950-е годы в русле гуманистической психологии. В ниже представленном примере выделены основные положения «Я-концепции» К. Роджерса.

  • «Я-концепция» — это представление и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение.
  • «Я-концепция» обладает стабильностью и обеспечивает устойчивые способы поведения человека.
  • «Я-концепция» обладает индивидуальностью и уникальностью.
  • Восприятие человеком окружающего мира преломляется его сознанием, центром которого является «Я-концепция».
  • Расхождение между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуется с помощью механизмов психологической защиты.
  • «Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания.
  • «Я-концепция» возникает как результат психического развития в процессе социального взаимодействия со средой обитания. Социальная среда (в отличие от генетических факторов) играет определяющее влияние на формирование «Я-концепции», однако затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой (рис. 23.1).

Рис. 23.1. Взаимовлияние «Я-концепции» и среды обитания человека

Роль «Я-концепции» в жизни личности

«Я-концепция» играет важную роль в жизни личности (рис. 23.4). Это, прежде всего, проявляется в следующих ее функциях.

  1. Обеспечение внутренней согласованности личности. Любые воздействия среды сопоставляются с «Я-концепцией» личности, и если они не соответствуют ей, то искажаются или вытесняются при помощи механизмов психологической защиты, которые охраняют целостность и постоянство «Я-концепции».
  2. Определение характера интерпретации жизненного опыта. «Я-концепция» действует как внутренний фильтр, пропускающий через себя информацию или задерживающий ее, если она противоречит «Я-концепции».
  3. Источник установок и ожиданий личности. «Я-концепция» определяет прогнозы и ожидания личности (уверенное или неуверенное поведение, завышенная или заниженная самооценка). Каждая из этих установок может реализовываться в трех аспектах: физическом, эмоциональном, социальном (рис. 23.5). Например, в физическом аспекте женщину может не устраивать ее внешность («Реальное Я»), и она будет стремиться изменить ее с помощью косметических средств, приближаясь к своему идеалу красоты («Идеальное Я»), в то время как ее вполне устраивает ее социальное положение («Реальное Я»). При этом она может думать, что окружающие считают ее излишне холодной и мало эмоциональной («Зеркальное Я»).

Реальность «Я-концепции» личности определяется следующими факторами:

  • ясностью индивидуального самосознания и наличием адекватных символов для его выражения;
  • чувством личной адекватности индивида;
  • отсутствием у индивида ощущения угрозы в ситуации самоописания.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://pro-psixology.ru/obshhaya-psixologiya/1029-ya-koncepciya-lichnosti.html

Я-концепция в психологии: это, образ и специфика

Я-концепция – это представления личности о самой себе в психологии

Человек всегда составлял описание самого себя с учетом возрастных изменений, социального статуса. Чаще оно строится на мнении других людей. Я концепция в психологии — устойчивая система представления личности о себе. Изучением этой отрасли специалисты занимаются на протяжении многих лет. Концепция сложная, поскольку формируется зависимо от разных факторов, механизмов.

Понятие и структура

Я-концепция — система психологических установок индивида, которые касаются его самого. Она формируется и развивается по мере взросления, становления личности в социуме.

На процессы самопознания влияет многие факторы. Некоторые из них человек изменяет сам, другие от него не зависят.

Рассматривая структуру Я-концепции, психологи выделяют три составляющих — когнитивную, оценочную, поведенческую. Каждая из них покрывает разные области самооценки.

Когнитивная

Когнитивная составляющая Я-концепции представляет собой набор убеждений, которые могут быть правдивыми или обманчивыми.

Разбираясь с убеждения подробнее, можно сказать что они имеют разную значимость. Например, человек считает себя храбрым, уделяет этому особое внимание, но при этом совершенно не думать про свою силу. Сама по себе иерархия убеждений не постоянная.

Она может изменяться с этапами взросления, воздействием социума, социальным статусом.

Оценочная

Каждый человек постоянно оценивает свои характеристики. Оценки формируются под воздействием нескольких факторов:

  • определением эффективности собственной деятельности;
  • сравнением действующего социального статуса;
  • сопоставлением представления об идеальном Я.

Поведенческая

Поведенческая составляющая Я-концепции — объективное мнение о себе. Человек не может отрицать свое поведение, слова, поступки, ошибки.

Механизм формирования

Механизмы формирования психологии Я были предложены И. С. Коном:

  1. Социальное сравнение. Когда формируется система критериев для самооценки, люди начинают сравнивать себя с окружающими. Такой процесс называется социальным сравнением.
  2. Зеркальное отражение. Человек составляет представление о себе исходя из реакции на себя со стороны окружающих. С рождения индивид не имеет критериев для оценки себя. Она заимствует их у других людей, формирует собственную систему.
  3. Самоверификация, самопрезентация. Когда человек сформировал первоначальный образ своего Я, он проводит поверхностную проверку составленного образа. Для этого он рассматривает оценки к себе со стороны других людей.
  4. Иерархизация. Ядро Я-концепции состоит из тех качеств, свойств, элементов, которые наиболее важны для личности.
  5. Самоатрибуция. Когда человек формирует представление о себе, он получает информацию путем наблюдения за своим поведением, анализа чувств, изучения обстоятельств, которые влияют на поведение.
  6. Смысловая интеграция.

Если изучать плоскость Я-концепции, можно выделить ряд уровней ее становления. Они актуальны, если все содержательные компоненты структуры взаимодействуют. Уровни становления:

  • агармоничный;
  • дисгармоничный;
  • смешанный;
  • оптимальный;
  • гармоничный.

При взрослении человека образы Я становятся многокомпонентными, дифференцированными. Первые предпосылки к формированию Я-концепции проявляются уже у младенцев. Ребенок учится разделять ощущения на собственные, которые проявляются от его личной активности, внешние, которые не зависят от него.

История изучения и исследователи

Еще ученые античности пытались понять, как человек представляет самого себя, оценивает свои поступки, на какие факторы обращает внимание. Многочисленные попытки найти ответы на эти вопросы не дали существенного результата.

Самостоятельное понятие Я-концепции начало формироваться в 19 веке. Тогда ученые начали вести споры о двойственной природе человека. Первым ученым, который внес вклад в развитие Я-концепции, был Вильям Джеймс. Психолог ежедневно наблюдал за своими поступками, чувствами, переживаниями, описывал изменения, интересовался о себе у окружающих.

Постепенно актуальность вопроса угасла, но к 1950 году ажиотаж вокруг Я-концепции разгорелся вновь. Абрахам Маслоу, Карл Роджерс изучали позицию собственного Я, как часть процесса становления личности.

Спустя 30 лет концепцией заинтересовались советские исследователи. Они внесли значительный вклад в развитие этого направления.

Классификация

Я-образ — самооценка, состоящая из множества отдельных образов. Он может быть неадекватным, адекватным, идеальным или реальным, дезинтегрированным или структурированным. Дробную классификацию Я-образа предложил Розенберг. Он состоит из нескольких возможных образов:

  • настоящего;
  • динамического;
  • фактического;
  • вероятного;
  • идеализированного.

Факторы влияния

На формирование, развитие Я-концепции влияет:

  • адекватное выражение самосознания;
  • ясность сознания;
  • наличие угроза (ее быть не должно);
  • личная адекватность.

Описание себя со стороны зависит от воздействия внешних раздражителей.

Существует три типа самооценки — низкая, средняя, высокая. На формирование низкой самооценки влияют:

  • постоянные требования послушания;
  • безразличие со стороны родственников;
  • конфликты в семье;
  • повторный брак, развод родителей.

Средняя самооценка развивается в том случае, если:

  1. Родители принимают ребенка таким, какой он есть, терпят его поведение.
  2. Близкие родственники и друзья относятся к ребенку покровительственно.
  3. Действия детей вызывают у родителей тревогу, волнение.

Высокая самооценка развивается у детей, которые:

  1. Получают заботу и внимание.
  2. Воспитываются в семье с четкими нормами, правилами.
  3. Видят солидарность, сплоченность родителей.
  4. Ощущают атмосферу взаимного доверия.
  5. Поддерживают хорошие отношения с обоими родителями.
  6. Понимают важность действий, которые приводят к достижению положительного социального статуса в будущем.

В детском возрасте самыми влиятельными факторами формирования Я-концепции является взаимоотношения между родителями и атмосфера в семье. Также самооценка зависит от материнской депривации, порядка в котором рождаются дети, социального статуса семьи, отношения со сверстниками.

Методы изучения

Психологи изучают Я-концепцию с помощью разных методик:

  1. Q-классификации, разработанной Стефенсоном.
  2. Теста ролевых конструкторов.
  3. Шкалы Я-концепции.
  4. Метода семантического дифференциала.
  5. Теста «20 утверждений».

Чаще методики комбинируются.

Проблематика

Психиатры выделяют две проблемы Я-концепции — развитие механизмов самоконтроля, соотношение сознательного и бессознательного. В последние годы появилась проблема компьютерной зависимости, которая мешает школьникам, студентам самореализоваться, развить умения.

Я-концепция представляет собой совокупность убеждений, характеристик, на основе которых личность рассматривает себя со стороны. На формирование самооценки влияют разные факторы. Часть из них зависит от индивида, другая — нет.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/ya-kontseptsiya.html

Я-концепция – это представления личности о самой себе в психологии

Я-концепция – это представления личности о самой себе в психологии

Представление и мнение человека о самом себе значительно влияет на его мировосприятие, поведение и стиль жизни.

В психологии такое представление называют Я-концепцией. Это одна из важнейших составляющих человеческой личности, которая формирует не только представление человека о самом себе, но и представление о нем других людей.

Я-концепция – результат самооценивания и самопознания относительно разных происходящих в жизни человека событий и мнений других окружающих его личностей.

На сегодняшний день понятие «Я-концепции» становится все более актуальным. Многие интересующиеся психологией или просто небезразличные к своему развитию люди пытаются познать себя и свою личность, обращаясь к понятию Я-концепции.

Это не просто идея представления человека о самом себе, это сложная динамическая система, которая состоит из множества аспектов. Разберем понятие подробнее.

История возникновения концепции

Я-концепция в психологии – система представлений личности о самой себе, которая состоит из:

  • самооценки;

    Я-концепция — это то, как вы представляете самого себя

  • осознания и понимания своих психических, физиологических и других свойств;
  • субъективного восприятия факторов из вне, которые влияют на развитие и поведение личности.

На протяжении долгого времени многие ученые, философы и психологии считали вопросы об истоках представления человека о самом себе очень серьезными и значимыми.

Но попытки дать точное определение такой концепции были безуспешными.

Я-концепция как самостоятельное понятие начало зарождаться только в 19-20 веках. В те времена активно велись споры и обсуждались идеи о человеке как о познаваемом субъекте и познающем, то есть о его двойственной природе.

Одним их первых исследователей идеи о системе представлений человека о самом себе был психолог Вильям Джеймс. Он каждый день наблюдал за собственными сознательными переживаниями и делал выводы, на которых основываются его убеждения касательно Я-концепции .

В 50-е годы 20 века к Я-концепции заново вернулись ученые, занимающиеся гуманистической психологией и положившие начало развитию этого понятия. Карл Роджерс и Абрахам Маслоу рассматривали целостное человеческое «Я» как неотъемлемую часть процесса развития личности и ее основополагающий фактор.

В 80-е понятием Я-концепции заинтересовались и отечественные ученые-психологи, которые также внесли свой вклад в исследования данной концепции.

За все время существования понятия Я-концепции исследованиями этой идеи занимались не только обычные психологи, но и социологи, врачи-клиницисты, социальные и детские психологи.

Исследования данной концепции очень важны для становления истины о гармоничном развитии личности, формирования ее мировоззрения и характера поведения.

Наше здоровья
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: