Мотивы в психологии: определение, виды, структура, классификация и иерархия

Понятие, виды и функции мотивов личности в психологии

Мотивы в психологии: определение, виды, структура, классификация и иерархия

Исследование мотива — крайне важный аспект в прикладной психологии, поскольку позволяет узнать, что мотивирует человека достигать целей и удовлетворять собственные потребности.

В статье дана информация об основных категориях, видах мотива, его структура и иерархия.

Об этапах развития мотивационной сферы личности читайте здесь.

Определение понятия в психологии

Что значит мотив?

Мотив в психологии понимается как движущая сила, в намерении человека достичь поставленной цели.

Он возникает как достаточная реакция на потребность. Достаточная, поскольку не всегда при возникновении потребности, человек стремиться ее удовлетворить.

Мотив — конкретная, понятная для человека причина действовать для закрытия потребности.

Структура

Мотив зачастую путают с потребностью. Но это не одно и то же. Потребность — одна из составляющих мотива, но не единственная.

Целостная структура мотива выглядит следующим образом:

  • блок потребности. В начале у человека возникает потребность физиологического или социального характера;
  • блок внутренней оценки. Затем происходит анализ способа удовлетворения возникшей потребности. А также подбор имеющихся методов достижения, средств и возможностей;
  • блок цели. В итоге человек находит и объект, способный потребность удовлетворить.

Рассмотрим на примере биологического мотива:

  1. Возникает потребность в размножении.
  2. Индивид оценивает свои возможности (как понравиться партнеру) и предпочтения (какой партнер был бы наиболее подходящим — рисуется образ).
  3. Индивид ищет подходящего человека в реальной плоскости в соответствии с желаниями и возможностями.

Иерархия

Какие бывают? Мотивы подразделяются на две категории: базовые (их также называют действующими) и потенциальные. В чем их разница?

Базовые мотивы — центральные в деятельности человека (органические мотивы). Они направлены на удовлетворение первичных, фундаментальных потребностей: еда, сон, безопасность, размножение.

Они сугубо биологичны и эгоистичны, поскольку от их исполнения зависит выживание человека.

К слову, основные мотивы покупательского поведения пересекаются с базовыми потребностями (маркетологи апеллируют в рекламе к сексуальному инстинкту, получению высокого статуса).

Потенциальные мотивы — возникают при определенных обстоятельствах. У некоторых людей в принципе нет цели им следовать, особенно, если удовлетворены простейшие потребности.

В известном роде этим видом мотивов можно пренебречь. Потенциальные мотивы имеют меньшее воздействие на человека, чем базовые.

Иерархия мотивов строится в соответствии с пирамидой Маслоу. Начинается список с безусловных мотивов, без которых невозможно нормальное функционирование организма.

Чем выше в пирамиде (или дальше по списку), тем социальнее и «человечнее», созидательнее мотивы.

Первые три мотива относятся к базовым, остальные — к потенциальным.

  1. Физиологический. Направлен на поиск пищи, утоление жажды. Поддержка организма едой. Сюда же включается сон и половое влечение (инстинкт размножения, продолжения рода).
  2. Защищенность. Нужда в безопасности. Здесь речь и про крышу над головой, и безопасность от хищников (физическая), а также и про комфортное эмоциональное состояние, отсутствие конфликтов (психологическая защищенность).
  3. Социальный мотив. На данном уровне подразумевается приобщенность к социальной группе. Человеку, существу коллективному по природе, важно чувствовать себя частью определенной общности. Здесь же активизируется мотив отвергания — страх быть изгнанным из группы, что заставляет человека соблюдать ее внутренние правила и порядок.
  4. Коммуникативные мотивы (мотив аффилиации). Основаны на желании общаться, причем в идеальном случае — с единомышленниками. Делиться идеями, мыслями, переживаниями, находить общие интересы.
  5. Мотив самоутверждения (уважения, признания). Этот уровень — не просто про нахождение в группе, а про занимаемое человеком место в ней. Когда человек стремится к более высокому положению, признанию его достоинств, заслуг и достижений. Чем выше поднимается социальный статус индивида, тем сильнее растет его самооценка и чувство собственного достоинства, уверенность в себе.
  6. Жажда власти. В отличии от потребности занять высокое положение, мотив власти завязан на желании руководить другими людьми. Социальный статус программиста-профессионала может быть высок (отличная зарплата, уважаемое в обществе ремесло, признание заслуг коллегами), но при том он не занимает управленческую должность, остается исполнителем. Люди с выраженной жаждой власти идут в политику или бизнес.
  7. Мотив саморазвития. Желание улучшать себя в разных сферах (физической — спортзал, интеллектуальной — чтение книг, познавательной — путешествия).

    Человек испытывает потребность в росте над самим собой, зачастую — по нескольким фронтам.

  8. Самореализация. Быть профессионалом в выбранной сфере, важной лично индивиду. Отличие от мотива уважения в том, что для человека первично само ремесло. Оно важно как самоцель. Профессия не обязательно приносит высокий доход или входит в список популярных. Здесь человеком движет желание быть мастером, досконально разбираться в своей деятельности.
  9. Познавательные мотивы (учения). Возникает на высоком уровне, когда физиологические потребности хорошо удовлетворены. Выражается в желании познать, исследовать окружающий мир. Человек жаждет знаний, почему устроено так, а не иначе. Реализация мотива самая разнообразная: чтение научных книг или энциклопедий, путешествия (с целью познать жизнь и быт других народов), практика (человек ищет информацию в реальной плоскости, не обращаясь к теоретическому обоснованию учебников).

Иерархия мотивов в дошкольном возрасте и раннем школьном возрасте отличается от взрослой. Будучи взрослым, человек уже приобщен к социуму, в котором он воспитывался.

А потому, помимо биологических мотивов, подключаются сложносоциальные и личностные (самореализация, познание, эстетические потребности).

В детстве наиболее яркими мотивами являются простые социальные (общение и признание в коллективе сверстников) и познавательные (которые реализуются на примитивном уровне — ребенок познает окружающий мир на практике, пытается изучить самостоятельно).

Классификация: виды и группы, категории

Классификаций мотивов существует огромное множество, и каждая отдельная теория предлагает собственную.

Рассмотрим наиболее распространенные в общей психологии виды мотивов.

Внешние мотивы — гораздо сильнее по воздействию на человека, поскольку условия диктует окружающая среда. Большинство внешних мотивов примитивны и биологичны по своей сути: утоление голода, жажды, размножение, доминирование.

Внутренние мотивы возникают в голове самого человека и отличаются более сложной формой. Например, желание написать детективный роман.

Сама потребность более высокого уровня и обладает спецификой, персонифицируемой от личности (один человек хочет написать детективный роман, второй — любовный, а третий — неприличное слово на заборе).

Внутренние мотивы образуются из внутренних же убеждений, установок, принципов, ценностей и общего мировоззрения индивида. Это ключевое отличие от внешних мотивов.

Поскольку желание купить квартиру может быть как внешним (статус), так и внутренним мотивом (комфорт, желание уединиться, определенная степень свободы). Внутренний мотив осознается самим человеком, независимо от мнения окружающих людей.

Осознаваемые и неосознаваемые мотивы. Неосознанный (скрытый мотив) обращается к лимбической системе и не фиксируется сознанием. Это инстинктивные потребности.

Руководствуясь инстинктом «укради», человек добывает ресурс, а когда в суде его спрашивают, зачем он это сделал, человек теряется. Либо додумывает мозгом сознательную мотивацию.

Устойчивые мотивы. Продолжительность замотивированности может быть основана как на внешних, так и на внутренних факторах. Длительное негативное влияние окружающей среды (война, голод, отсутствие жилья) способно долго поддерживать активную деятельность человека.

Если у человека устойчивы ценности и убеждения, он также может в течение долгого времени идти к целям, соответствующим этим убеждениям.

Функциональные мотивы. Ориентация на процесс. В данном типе мотивации, конечный результат либо маловажен, либо отсутствует вовсе. Человеку нравится сама деятельность (общение, просмотр фильмов, видео игры).

Функции

Основная функция мотива заключается в удовлетворении потребностей, львиная доля которых — первичные, связанные с выживанием.

Нужда не просто должна возникнуть, но должно также появиться обоснование для ее реализации. Это обоснование — и есть мотив, намерение в достижении целей.

Мотивации Маслоу

Основана на описанной им же пирамиде потребностей.

Маслоу считал, что первичны в иерархии — простейшие потребности, им человек уделяет большое внимание.

Также ученый акцентировал внимание на том, что удовлетворение более высшей потребности невозможно без удовлетворения предыдущей (человек не сможет заниматься саморазвитием, если голоден или находится в дискомфортной обстановке).

Ожиданий

Согласно данной концепции, самого факта наличия потребности недостаточно для формирования мотива. Человек ожидает, что тот способ, который он выбрал для реализации потребности — эффективен.

Он надеется, что конкретный метод поможет ему достичь цели. Теория мотивации рассматривает проблему выбор человека из множества альтернативных способов достижения цели. Согласно теории, чем отчетливее личность видит будущий результат, тем больше замотивирована на его получение.

Справедливости

Согласно ей, человек сравнивает потраченные усилия с конечным результатом. И если он затратил больше ресурсов, чем получил на выходе, то возникает дискомфорт.

Дискомфорт трансформируется в чувство справедливости. Простыми словами, возникает вопрос: «Почему я столько работал, а получил так мало?».

Тогда человек начинает искать способ восстановить справедливость: либо заведомо прилагать меньше усилий (поскольку труд все равно не оценят по достоинству), либо требует «доплатить» за усилия (повышение зарплаты, повышение в должности, выдача премии или других статусных атрибутов).

Данная теория мотивов применяется в менеджменте и рассматривает, в первую очередь, мотивацию сотрудников.

Примеры

Рассмотрим основные мотивы на практике — как они прослеживаются в современной жизни, приведем конкретные примеры.

  1. Внешний мотив: покупка статусного автомобиля, полет в другую страну (поскольку в нее модно летать, а не потому, что человек сам этого хочет), приобретение брендовой одежды.
  2. Внутренний мотив: желание написать книгу, освоение новой профессии, получение образования (потому что человек сам этого хочет).
  3. Мотив избегания неудач: работать (избегание увольнения), заниматься в тренажерном зале (избегание ожирения), бросить пить или курить (избегание потери здоровья).
  4. Познавательный мотив: чтение научных книг или статей, просмотр документальных фильмов, интервьюирование или общение с эрудированными людьми, специалистами, самостоятельная добыча информации на практике.
  5. Эстетический мотив: чтение художественной литературы, просмотр фильмов, поход в музей или галерею, в театр.

Знание закономерностей формирования мотива позволяет стимулировать деятельность, делать ее продуктивной и продолжительной.

Благодаря правильной мотивации человек может достигать максимальных успехов в работе и развить собственный потенциал.

Виды мотивов и механизм мотивации:

Наша интересная группа :

Источник: https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/vidy-motivov-v-psihologii.html

Мотивы в психологии: определение, виды, структура, классификация и иерархия

Мотивы в психологии: определение, виды, структура, классификация и иерархия

Начиная с определения понятия «мотив», необходимо отметить отличные друг от друга смысловые нагрузки, которые разные исследователи вкладывают в этот термин.

Некоторые из них считают, что мотив — это объяснение того, почему человек поступил именно так, а не иначе. Другие же знаменитые психологи (например, А. Н. Леонтьев и Б. Ф.

Ломов) считают мотив не чем иным, как психологическим стимулятором сознания — тоже распространенное определение.

Но именно с последней трактовкой не согласны многие современные тренеры по психологической устойчивости, а также нейролингвистическому программированию, которые считают, что мотивация сознания вообще и мотив к совершению какого-то одного действия — это совершенно разные вещи.

Для того, чтобы лучше понять саму суть мотива в психологии личности, следует рассматривать этот вопрос с нескольких сторон:

  1. Мотив как цель. Является наиболее распространенной, так как объясняет саму смыслообразующую суть мотива и отвечает на вопросы, как и зачем человек что-либо делает, что его подталкивает на совершение тех или иных действий. То есть, согласно этой точки зрения, мотив считается стимулятором потребности, но никак не деятельности. Кроме того, в данном случае остается непонятным, почему человек для достижения определенной цели прибегает к использованию каких-то определенных средств, а не иных;
  2. Мотив как потребность. Объясняет возникновение источника энергии для волевой активности;
  3. Мотив как намерение. Этот подход объясняет то, чего именно человек хочет достичь;
  4. Мотив в психологии как показатель устойчивого качества личности. Некоторые европейские психологи считают, что личные качества человека являются не менее важными, чем внешняя мотивация;

Мотив, потребности и мотивация в психологии

Мотивация в психологии — это совокупность мотивов (побуждений), которая определяет жизненную активность личности. Кроме того, имеет значение для мотивации потребность, совокупность ситуативных факторов, также в определенной мере детерминирующих поведение человека.

То есть, все вышеизложенное можно рассмотреть на определенном примере.

Человек испытывает в чем -либо потребность (нехватку), однако до тех пор, пока у него не будет должного мотива (стимула), он не приступит к ее достижению.

А вот то, насколько сильным должен быть мотив, предопределяют ситуативные факторы, поведенческие детерминанты. То есть, понятие мотива и мотивации тесно связаны между собой.

Наглядная ситуация

Человеку хочется есть. Потребность, причем ярко выраженная, «низменная», животная. Но у него по каким-то причинам нет возможности приобрести продукты питания. Мотивом в данном случае будет голод.

Но для того, чтобы человек пошел и украл еду этого мотива будет явно недостаточно — срабатывает поведенческая детерминанта, которую еще можно назвать воспитанием, ведь на протяжении всей жизни внушали «не укради».

Да и добавится к этому страх быть осужденным общественностью. Нет, не вариант — и человек продолжает терпеть голод.

Но в том случае, если изменится мотив — например, стимулирующим фактором будет страх голодной смерти, то тогда уже не сможет ничего удержать от предосудительного поступка. Хотя тоже, не всех.

Этапы формирования

Стадии мотивации и их особенности напрямую зависят от физических раздражителей или/и от социальных факторов. Выделяют следующие этапы:

  • Оформление первичной мотивации. Сначала происходит формирование необходимости к поисковой активности. Для перехода на следующие этапы нужно, чтобы «закрытие» потребности было значимым для личности. Для этого важно осознать собственную нужду и превратить ее в переживание, которое бы далее переросло в стремление ее устранить.
  • Поисковая активность. Она осуществляется, когда индивид попадает в условия, где для него многое видится неизвестным и неизученным, и он не обладает всей полнотой информации для принятия первичного мотива. Основная задача на данном этапе – определение вероятности достижения успеха и прогнозирование возможных последствий. При формировании мотива человек учитывает множество фактов. Они составляют мотивационное поле.
  • Выбор цели и формирование намерений. На данной ступени человек выбирает цель и способ реализации своей нужды.

Побуждение к достижению приводит индивида к действию. С его появлением можно говорить об окончательно сформированном мотиве.

Функции мотивов

Главной функцией мотива является стимулирование человека к действию.

В данном случае следует выделять ситуативные мотивы, основные функции, которые побуждают к осуществлению сиюминутных действий (как правило, это низменные мотивы — страх, голод, злоба, боль), а также мотивацию сознания — совокупность мотивирующих факторов, которые и предопределяют жизненную позицию человека вообще. Выражаясь иными словами, они выстраивают личностную активность на протяжении всего периода существования индивидуума. Итак, какие же основные виды мотивации сознания принято выделять?

  • Сексуальная мотивация. Нет, не любовь (которая к ближнему своему как к самому себе и все прощает). Речь идет именно о сексуальном влечении мужчины к женщине и наоборот. Сильнее мотива нет и быть не может, и в этом нет ничего предосудительного.

Рассмотрим на конкретном примере — к человеку, который занимается (предположим) осуществлением ремонтных работ, обратился один из многочисленных клиентов и заплатил за услуги. Человек выполнил работу и получил свой гонорар.

И тут же представляем другую ситуацию — к этому же человеку с аналогичной просьбой обратилась женщина, к которой он испытывает сильнейшее сексуальное влечение. Причем она пожелала, чтобы работа была выполнена бесплатно. Вообще, здесь без двойного смысла.

Можно дать гарантию 100%, что ей этот человек все сделает намного лучше, чем первому клиенту, который заплатил. Вывод — нет ничего сильнее сексуальной мотивации, и функция мотива ясна — стимулирующая.

  • Страх. Тоже очень сильный мотив для сознания человека. Тот, который боиться наказания, причем боится его сильно, будет работать намного лучше, чем наемный работник.
  • Ненависть, злоба. Заставляет (мотивирует) человека совершать сиюминутные поступки, причем достаточно необдуманные и противоречащие зачастую вообще какому-либо здравому смыслу (все тоже самое можно сказать и про сексуальное влечение).

Еще одной функцией мотива является возможность посредством него осознать для самого себя, почему я поступил так, а не иначе. Или же другой человек — почему сделал определенные вещи, какой мотив у него был?

Например — пешеход перешел дорогу на красный свет и прямо перед едущими с большой скоростью автомобилями. Рисковал своей жизнью, по факту. Зачем? Все очень просто — у него был мотив не опоздать на работу, где за нарушения распорядка трудового дня его бы ждало неминуемое увольнение.

Понятие «мотив» — что это в психологии?

Ученые утверждают, что термин обозначает «совокупность движущих сил, побуждающих к действию». А. Н. Леонтьев называл рассматриваемое понятие в качестве психологического стимулятора создания.

Структурно оно состоит из нескольких частей:

  • Блок потребностей – он включает социальные и биологические потребности; благодаря его наличию человек осознают нужность последующего действия и долженствования.
  • «Внутренний фильтр» — сюда относится нравственный контроль, формирование оценочного суждения по поводу своих возможностей и внешней ситуации.
  • Целевой блок – эта часть структуры отражает образ желаемого.

Рассматриваемое явление дает ответ на вопрос «Для чего? Зачем?». Иногда он звучит иначе – «Для кого?» Поступок может иметь не только личностный, но и общественный смысл.

Основные мотивы человека

Принято подразделять виды мотивов на низменные и социальные — если первые больше связаны с банальными потребностями (еда, сон, половое влечение) и происходят на подсознательном уровне, то вторые имеют отношение к высшей нервной деятельности:

  1. Самореализация — мотив, стимулирующий человека раскрыть свои таланты, быть полезным обществу, в конце-то концов!
  2. Познавательный интерес — человеку в любом случае будет интересно узнавать что-то новое, можно сказать, что эта особенность заложена на генетическом уровне, а задачей внешнего влияния становится усиливать эту мотивацию;
  3. Самоутверждение — мотив, направляющий деятельность на то, чтобы доказать самому себе и социуму способность совершать те или иные поступки, достигать определенные высоты, добиваться каких-то результатов;
  4. Материальные стимулы (денежное вознаграждение) — как это странно ни звучит, но в определенной степени уступает всем перечисленным выше мотивам;
  5. Социальные мотивы (ответственность за ближних, слабых, в какой-то степени желание бороться за справедливость) — эти мотивы в большей мере предопределены поведенческими детерминантами, связанными с воздействием внешних факторов (того же социума);
  6. Идентификация с кумиром — в этом случае все просто, человек хочет быть похожим на того, кого считает идеалом.

Виды и классификация мотивов по мнению западных психологов

Приведенная классификация в большей мере связывает мотив и потребность человека:

  • Мотивы достижений — самореализация и самоутверждение. Индивидуум стремится доказать самому себе, что он способен совершить тот или иной поступок. Мотив достижения в психологии и педагогике приобрел огромнейшее коммерческое значение;
  • Мотивы успеха — соответствуют идентификации с кумиром. То есть, в этом случае возникает мотив к осуществлению определенной деятельности при оценке успехов другого человека;
  • Мотивы власти;
  • Мотивы аффилиации — стремление быть признанным общественностью, пребывать в окружении других людей, пользоваться их уважением;
  • Мотивы помощи — отождествляются с социальными мотивами (побуждение помогать слабым, попавшим в беду и так далее).

Иерархия потребностей по Маслоу

Известный западный психолог А. Маслоу выстроил так называемую пирамиду потребностей, которая предполагает четкую их иерархию от низших к высшим. Вот так выглядит предложенная им классификация потребностей:

  1. Витальные потребности — голод, сексуальное влечение, сон и т. д.;
  2. Потребность в безопасности;
  3. В принадлежности к какой-то определенной социальной группе, где человеку будет приятно находиться, и он будет чувствовать уважение по отношению к своей персоне;
  4. Потребность в уважении и почтении у своей персоны, а также к своим достижениям. Борьба за престижный статус в обществе. Особо важно для человека получать одобрение от тех людей, которые до определенного момента не испытывали какой-то благосклонности к нему;
  5. Когнитивная потребность — познание нового;
  6. Эстетическое наслаждение, чувство прекрасного;
  7. Потребность в самосовершенствовании, формировании определенных личностных качеств, развития себя как волевой личности.

Первые две категории относятся к потребностям нужды, все последующие — к потребностям роста. Такая вот строгая иерархия.

Одним из принципиальных постулатов концепции Маслоу о потребностях является то, что невозможно по определению удовлетворение более высоких потребностей человека при неудовлетворенности более низкими.

Говоря иными словами — голодному человеку не будет особо интересно познавать произведения искусства или же личностный рост.

И это легко объяснить — неудовлетворенность витальными функциями формирует в головном мозге доминанту возбуждения, из -за которой и все остальные импульсы, поступающие к центральным отделам нервной системы, остаются не воспринятыми.

Мотивации Маслоу

Основана на описанной им же пирамиде потребностей.

Маслоу считал, что первичны в иерархии — простейшие потребности, им человек уделяет большое внимание.

Также ученый акцентировал внимание на том, что удовлетворение более высшей потребности невозможно без удовлетворения предыдущей (человек не сможет заниматься саморазвитием, если голоден или находится в дискомфортной обстановке).

Наше здоровья
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: