Предметная агнозия

Зрительная агнозия: при каком поражении возникает, симптомы, лечение

Предметная агнозия
Головной мозг человека является органом сложной психической деятельности. За счет слаженной работы всех его структур мы можем не только получать информацию от органов чувств и отвечать работой мышц, но и говорить, выполнять качественно новые двигательные акты, а также познавать мир.

Высшие психические функции, отвечающие за познание, называются гностическими.

Гнозис (от лат. «gnosis» — знание, узнавание) – это аналитико-синтетическая деятельность отдельного анализатора, позволяющая объединить разрозненные признаки в целостный образ и осуществлять узнавание окружающих предметов, явлений и их взаимодействий, а также частей своего организма.

Для осуществления таких функций мозгу необходим анализ сведений об окружающем мире при постоянном сопоставлении информации с матрицей памяти. Гнозис является сложной функциональной системой с многоуровневым строением.

Формирование познания имеет условнорефлекторную природу и развивается у каждого человека специфично и индивидуально.

В результате ряда патологических реакций гностические функции могут отключаться. Непосредственные причины таких расстройств – процессы, разрывающие нейронные связи и не дающие возможность образовываться новым соединениям.

Нарушения различных видов узнаваний при сохраненной рецепции, сознании и речевой активности называется агнозия. Расстройства гностических функций существенно снижают адаптацию пациента в социальной и бытовой среде, а также негативно отражаются на качестве его жизни.

Лечение людей, имеющих подобные симптомы, может быть достаточно длительным и зависит от степени поражения коры головного мозга.

Впервые понятие агнозии в качестве клинического синдрома ввел немецкий физиолог Г. Мунк в 1881 году.

Что такое агнозия?

Агнозия – это болезнь, совокупность симптомов, которые характеризуются нарушением восприятия окружающего мира в результате поражения коры головного мозга и непосредственно его клеток.

Как правило, это вторичный недуг, который возникает из-за заболеваний, которые негативно отразились на головном мозге. В зависимости того, какой участок поражен происходят различные нарушения восприятия (слуховые, зрительные, тактильные и другие).

При развитии заболевания все органы функционируют нормально, но мозг не способен переработать информацию и понять ее.

Коррекция агнозий

Агнозия редко является самостоятельной, чаще сопутствует серьезным заболеваниям или повреждениям головного мозга.

Полное обследование и тщательная диагностика помогают обнаружить причины того или иного вида агнозии, только после этого подбирается индивидуальное симптоматическая медикаментозная терапия.

Коррекция агнозий различной этиологии осуществляется специалистами: невропатологом, психиатром, врачом-дефектологом, психотерапевтом. Успешный прогноз зависит от своевременно поставленного диагноза и предпринимаемых мер:

  • возможно полное выздоровление, при излечении основного заболевания;
  • длительная ремиссия, поддерживаемая профилактическими дозами препаратов;
  • адаптация человека с пожизненно существующей агнозией: различные занятия направленные на социализацию и усвоение утраченных навыков в частичной форме через наработку новых нейронных связей.

Причины развития заболевания

Развитию агнозии способствует поражение головного мозга, которое возникает в результате заболевания. Важным нюансом является то, что у правшей болезнь развивается при повреждение левого полушария, у левши – наоборот. Основными патологическими изменениями, которые провоцируют развитие агнозии является:

  • Болезнь Альцгеймера.
  • Нарушение кровообращения, например, инсульт.
  • Энцефалопатия.
  • Опухолевые заболевания мозга.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Болезнь Паркинсона.

Агнозия в психологии

Агнозия это нарушение больше органическое, приводящее к изменениям в восприятии. Психологи исследуют агнозии в плане адаптации человека на фоне патологических изменений.

В психосоматике есть убеждения, что проблемы со зрением возникают у тех людей, которые бояться столкнуться со своими проблемами лицом к лицу, или не хотят видеть очевидных вещей, либо идет неприятие этого мира.

Через органы слуха человеку поступает информация о мире, критика, похвала. Люди боящиеся конфликтов и критики могут иметь проблемы с аудиальными анализаторами.

Виды агнозии

Различают несколько видов агнозии. Для того чтобы узнать, чем они отличаются и как проявляются, следует рассмотреть каждый. Слуховая агнозия.

Данная форма заболевания развивается в результате поражения участка головного мозга, отвечающего за слух и распознавание посторонней речи. В случае поражения правого полушария пациент не способен распознавать никакие внешние звуки.

Если повреждено левое полушарие (височная доля), наблюдается нарушение фонетического слуха, человек не может различать человеческую речь, что приводит и к расстройству речевой функции.

При поражении передних (лобных) участков головного мозга больной может слышать и говорить, но не способен адекватно воспринимать информацию, анализировать ее и понимать. Как правило, такое случается при развитии психических болезней или расстройств.

Зрительная агнозия. При таком виде заболевания нарушается способность опознавать предметы и давать им название. При этом зрение абсолютно нормальное и нет никаких поражений глаз. Развивается данная форма при поражении затылочного участка коры головного мозга. В свою очередь зрительная агнозия подразделяется на несколько подвидов:

  • Цветовая агнозия – это нарушение восприятия и различия цветов.
  • Симультанная агнозия – это неспособность воспринимать группу изображений, как единое целое. При этом больной сохраняет способность различать предметы и изображения по отдельности. Такая форма развивается при поражении теменной, височной и затылочной областей головного мозга.
  • Буквенная агнозия – нарушение способности больного распознавать буквы, соответственно, человек теряет навыки чтения, письма. Такой недуг в народе получил название «приобретенная неграмотность». Развивается болезнь при поражении затылочного участка доминирующего полушария головного мозга.

Симптомы, характерные для данной формы:

Источник: https://neuro-orto.ru/bolezni/agnoziya-eto-narushenie.html

Агнозия: что это такое состояние, его симптомы и лечение – Подавлен

Предметная агнозия

Агнозия – это вторичное заболевание, которое развивается в результате поражения головного мозга. В зависимости от локализации поврежденного участка и его функций развиваются различные симптомы – нарушение зрения, слуха, развития, при этом органы абсолютно здоровы и со своим предназначением справляются отлично.

Лечение болезни зависит от причин ее развития, формы и тяжести недуга. Врачи утверждают, что при своевременно начатом и правильном лечении возможен благоприятный исход и полное устранение симптомов.

Какие существуют виды агнозии, что способствует ее развитию и как избавиться от недуга вы можете узнать, ознакомившись с ниже приведенной информацией.

Диагностика болезни

Для диагностики заболевания крайне важно получить консультацию специалиста – невролога. Для точной постановки диагноза проводится ряд диагностических методик и неврологических исследований. Главной целью всех исследований является установление первопричины, главного заболевания, которое спровоцировало поражение головного мозга.

  • Тщательный осмотр пациента, сбор анамнеза и уточнение наличия наследственных болезней. Чаще всего в ходе исследования выявляются опухолевые заболевания, травмы, последствия инсульта и другие болезни.
  • Дополнительно проводится консультация узкопрофильных специалистов, чтобы исключить другие причины симптоматики. Как правило, требуется помощь офтальмолога, онколога, кардиолога, психиатра и других.
  • Проведение различных тестов, которые помогают определить степень нарушения восприятия, чтобы дифференцировать болезнь от других возможных.
  • Проведение компьютерной и магнитной томографии. При помощи данных процедур можно установить поврежденные участки головного мозга.

Лечение заболевания

В медицине не существует единого протокола лечения агнозии, так как это зависит от первопричины болезни, ее вида и степени запущенности. Параллельно с лечением основного недуга проводится работа с психиатром, логопедом, нейропсихологом.

Это нужно для того, чтобы помочь человеку адаптироваться к жизни при наличии таких патологий. Известны случаи, когда лечение приносило мгновенные результаты и когда оно тянулось долгими годами. Эффект зависит от того, как быстро больной обратился за профессиональной помощью.

Чаще всего применяются препараты таких групп: сосудистые лекарства, нейропротекторы и ноотропы, витамины группы В.

Агнозия – это неприятное и опасное состояние, которое может грозить здоровью и мешать нормальной полноценной жизни. При своевременном обращении за помощью можно избавиться от симптомов и улучшить состояние. Категорически запрещено заниматься самолечением, использовать методы народной медицины или другие нетрадиционные способы без предварительной консультации со специалистом.

Источник:

Агнозия

Агнозия — это нарушение распознавания зрительных, слуховых или тактильных ощущений при нормальном функционировании воспринимающего аппарата.

Соответственно локализации поражения церебральной коры состояние характеризуется непониманием увиденного, услышанного, неузнаванием предметов при ощупывании, расстройством восприятия собственного тела. Диагностируется по данным исследования психоневрологического статуса, результатам нейровизуализации (КТ.

МРТ, МСКТ головного мозга). Лечение осуществляется этиотропными, сосудистыми, нейрометаболическими, холинэстеразными фармпрепаратами в сочетании с психотерапией, логопедическими занятиями.

Гнозис в переводе с греческого означает «познание». Является высшей нервной функцией, обеспечивающей узнавание предметов, явлений, собственного тела. Агнозия — комплексное понятие, включающее все нарушения гностической функции.

Расстройства гнозиса зачастую сопровождают дегенеративные процессы ЦНС, наблюдаются при многих органических поражениях мозга, возникающих вследствие травм, инсультов, инфекционных и опухолевых заболеваний.

Классическая агнозия редко диагностируется у детей младшего возраста, поскольку высшая нервная деятельность у них находится в стадии развития, дифференцировка корковых центров не завершена. Нарушения гнозиса чаще возникают у детей старше 7 лет и у взрослых. Женщины и мужчины заболевают одинаково часто.

Агнозия

Гностические нарушения обусловлены патологическими изменениями вторичных проекционно-ассоциативных полей мозговой коры. Этиофакторами поражения указанных зон выступают:

  • Острые нарушения мозгового кровообращения. Агнозия возникает в результате гибели нейронов вторичных полей в области ишемического или геморрагического инсульта.
  • Хроническая ишемия мозга. Прогрессирующая недостаточность церебрального кровообращения приводит к деменции, включающей гностические расстройства.
  • Опухоли головного мозга. Поражение вторичных корковых полей является следствием роста опухоли, приводящего к сдавлению и разрушению окружающих нейронов.
  • Черепно-мозговая травма. Агнозия встречается преимущественно при ушибе головного мозга. Развивается вследствие повреждения вторичных зон коры в момент травмы и в результате посттравматических процессов (образования гематом, воспалительных изменений, микроциркуляторных нарушений).
  • Энцефалит. Может иметь вирусную, бактериальную, паразитарную, поствакцинальную этиологию. Сопровождается диффузными воспалительными процессами в церебральных структурах.
  • Дегенеративные заболевания ЦНС: болезнь Альцгеймера, лейкоэнцефалит Шильдера, болезнь Пика, болезнь Паркинсона.

Церебральная кора имеет три основные группы ассоциативных полей, обеспечивающих разноуровневый анализ поступающей в мозг информации. Первичные поля связаны с периферическими рецепторами, принимают идущую от них афферентную импульсацию. Вторичные ассоциативные зоны коры отвечают за анализ и обобщение информации, поступающей из первичных полей.

Далее информация передается в третичные поля, где осуществляется высший синтез и выработка задач поведения. Дисфункция вторичных полей приводит к нарушению указанной цепочки, что клинически проявляется утратой способности узнавать внешние раздражители, воспринимать целостные образы. При этом функция анализаторов (слухового, зрительного и т. д.

) не нарушена.

В зависимости от области поражения в клинической неврологии агнозия классифицируется на следующие основные группы:

  • Зрительная — отсутствии узнавания предметов, изображений при сохранении зрительной функции. Развивается при патологии затылочных, заднетеменных отделов коры.
  • Слуховая — утрата способности распознавать звуки и фонемы, воспринимать речь. Возникает при поражении коры верхней височной извилины.
  • Сенситивная — нарушение восприятия собственного тела и узнавания тактильных ощущений. Обусловлена дисфункцией вторичных полей теменных отделов.
  • Обонятельная — расстройство распознавания запахов. Наблюдается при поражении медиобазальных областей височной доли.
  • Вкусовая — невозможность идентифицировать вкусовые ощущения при сохранности способности их воспринимать. Связана с патологией тех же областей, что и обонятельная агнозия.

Существует также нарушение всех форм гнозиса. Данная патология обозначается термином «тотальная агнозия».

Базовый симптом состояния — невозможность узнать воспринимаемые ощущения при сохранении способности их чувствовать. Проще говоря, больной не понимает, что он видит, слышит, ощущает.

Источник: https://glpni.ru/bcd/agnoziya-chto-eto-takoe-sostoyanie-ego-simptomy-i-lechenie.html

Зрительная агнозия

Предметная агнозия

Зрительная агнозия – это состояние, при котором человек может видеть, но не способен распознать, что именно он видит.

Нарушение происходит в зрительных центрах мозга, где в обычном состоянии формируется не только само изображение, но и ассоциативная память о нем.

То есть заболевание характеризуется неспособностью распознать сенсорные сигналы зрительного анализатора от знакомого объекта. По-другому зрительную агнозию называют еще объектной или психической слепотой.

Следует понимать, что у пациента нормально функционирует весь зрительный анализатор, нет патологии в преломлении световых лучей, их фокусировке на сетчатке, формировании электрических импульсов и их проведения в мозг.

В сравнение можно противопоставить слепоту, которую дает атрофия зрительного нерва. При ней утрачивается часть или все нейроны, ответственные за проведение нервного импульса в мозг.

В результате отмечается нарушение цвето- и светоощущения, выпадение участков зрения или же полная слепота.

При зрительной агнозии человек может скопировать рисунок, но не может назвать, что изображено

При оптической агнозии сигналы от глаз попадают к зрительным центрам в мозге, но не могут правильно обрабатываться. Не происходит синтез единого изображения от обоих глаз или же нарушена ассоциация и картинки с образом или абстрактным понятием.

Поэтому лечение агнозии ближе к области нейропсихологии.

Что вызывает визуальную агнозию?

Считается, что зрительные агнозии возникают при поражении областей коры головного мозга в его париетальных и затылочно-теменных долях.

Именно здесь анализируется и синтезируется информация, отвечающая за ассоциации с объектами.

Париетальная кора хранит всю сенсорную информацию визуальной системы, а также осязательные и пространственные ассоциации, сенсорные данные от кожи о температуре, прикосновении, болевых ощущениях.

Зрительные образы формируются в мозге, его повреждение вызывает оптическую агнозию

Поражения в этих частях мозга могут быть вызваны следующим:

  • Инсульт. Повреждение мозга возникает из-за нарушения его кровоснабжения в результате ишемии, тромбоза, артериальной эмболии или же кровоизлияния. Нервная ткань, не получая кислород, начинает отмирать, и постепенно участки мозга утрачивают свои функции.
  • Неврологические расстройства и опухолевый процессы. Зрительная агнозия возникает при массовом поражении затылочной и теменно-затылочной области головного мозга.
  • Деменция. Нейродегенеративные процессы, происходящие в головном мозге с возрастом, приводят к утрате когнитивных функций и памяти. Наиболее частой причиной деменции становится болезнь Альцгеймера.

Другие возможные причины:

  • наследственная предрасположенность;
  • менингиальная инфекция;
  • механическое повреждение затылочных долей при черепно-мозговой травме;
  • отравление угарным газом;
  • восстановление после длительной слепоты.

Как распознать

Большинство случаев данного заболевания наблюдаются у пожилых людей, которые в некоторой степени испытали повреждение головного мозга. Но признаки зрительной агнозии могут возникнуть в любом возрасте.

Чтобы понять, как все выглядит от первого лица, представьте следующее: вы видите два круга и перекладину между ними и даже не можете предположить, что это, и для чего служит. Но здоровый человек при взгляде не этот предмет без труда определяет, что это очки. Он сразу же «знает», что они надеваются на лицо и помогают улучшить зрение.

Рисунок человека со симультантной зрительной агнозией

В зависимости от того, в каком именно месте затылочных долей произошло повреждение головного мозга, различается характеристика зрительной агнозии.

Атрофия глазного нерва

  • При предметной агнозии отсутствует целостное восприятие объекта, но отдельные его части могут быть опознаны. Человек перечисляет признаки предмета, но не может узнать, что это.
  • Агнозия на лица (прозопагнозия) возникает при повреждении в правом полушарии. Человек не может узнать знакомых ему людей по лицу или на фото, также в тяжелом случае не может узнать и самого себя.
  • Симультантная агнозия не позволяет пациенту охватить взглядом все объекты, которые находятся в поле зрения. Нарушение проявляется в промахивании, дезориентации. В таком состоянии человек не может нарисовать что-либо в пределах заданной области (например, в кружочке) или обвести фигуру по контуру.
  • Зрительно-пространственная агнозия. Этот вид называется еще односторонней, или левосторонней, агнозией и характеризуется «упущением» из вида левой половины пространства и даже своего тела. Очаг поражения располагается в правой части мозга, и синтез изображений от двух полушарий в одно не происходит. Проявляется тем, что человек «не видит» левую часть текста или рисунка, при просьбе нарисовать объект он по памяти также рисует только его правую часть.
  • При агнозии на символы (буквы) область повреждения определяется на границе височной и затылочной доли. Пациент может срисовывать буквы и цифры, но не может их узнать и назвать, соответственно, утрачивается навык чтения.
  • Агнозия по цвету. Характеризуется тем, что в принципе пациент может назвать цвет, если его предъявляют отдельно на карточке, но при просьбе назвать цвет определенного предмета (например, клубники) испытывает затруднение. Варианты нарушения: амнезия относительно названия оттенков, невозможность представить цвет (вообразить его), корковая слепота (полное отсутствие различения цветов).
  • Агнозия пространства с повреждением участка в верхнем затылке головного мозга. Наблюдается различная степень нарушения восприятия системы координат. Пациент не ориентируется в понятиях лево-право, верх-вниз, по сторонам света, по дальности расположения объектов, но при этом сохраняется нормальная узнаваемость объектов Пространственная агнозия часто сочетается с нарушением координации движения, соответственно, страдает способность к письму и чтению. Возможны также такие виды зрительных агнозий относительно пространственного восприятия: макропсия (объекты кажутся больше) и микропсия (меньше, чем на самом деле), полимелия (восприятие ложных конечностей).

Диагностика и лечение

Поставить диагноз зрительной агнозии довольно трудно, поскольку сами пациенты даже не предполагают, что у них есть нарушение или же компенсируют его без медицинского вмешательства.

В большинстве случаев оптическая агнозия обнаруживается при профилактическом осмотре у офтальмолога.

Подтверждение диагноза агнозии начинается с поиска любых предшествующих эпизодов повреждений головного мозга (травма, инсульт), отравления угарным газом, наличия заболевания у родственников.

Также проводятся исследования когнитивных способностей на определение деменции или других неврологических заболеваний.

Далее приступают к определению полей зрения, его остроты, восприятия цвета, способности к чтению, письму, рисованию, распознаванию предметов и лиц в реальной форме и в виде рисунка.

При обследовании упор делается на способность человека узнавать предметы, определять весь объект по его части, сопоставлять размер и положение в пространстве

Коррекция различных видов зрительной агнозии требует специальных упражнений для мозга.

При объектной агнозии – восстановление обобщенного образа предмета через его детальный анализ, сравнение с другими объектами, в том числе и нарисованными, автоматизацию восприятия словесного образа. Лечение этого вида агнозии является главным способом преодолеть трудности с чтением при первичной оптической дислексии.

При лицевой агнозии – укрепление ассоциации между зрительным образом знакомых людей и связанных с ними вербальных, культурных, научных и других ассоциаций. Для этого используют фотоальбомы, запоминающиеся мелодии, запахи, обсуждение внешности и характера.

При цветовой агнозии тренируют отношение к цвету. Этого можно добиться, используя стереотипные образы (клубника красная), затем сравнивая с ним другие объекты, раскрашивая контуры заданных изображений, тренируясь в собирании палитры оттенков.

Тренинг мозга для ориентировки в пространстве проводят так:

  • с помощью изучения предметов, которые поворачивают, приближают или отдаляют; используя карты, по которым определяют направление и тренируются в поиске объектов по словесным подсказкам;
  • работая с часами – определяя положение стрелок, их симметрию, устанавливая их в заданном порядке;
  • идентифицируя аналогичные положения предметов в разных ситуациях (например, нужно выбрать все картинки, где предмет лежит на поверхности или стоит справа).

При симультанной агнозии тренируется в первую очередь непосредственная ориентация в пространстве, особенно движений, осуществляемых под визуальным контролем. Для развития этих навыков используют дополнительный метод опоры, например, ощупывание предметов, с которыми проводится действие.

При односторонней агнозии упор делается на то, что у предмета есть две симметричные области. Для привлечения внимания объекты для терапии обычно резко различаются по цвету правой и левой стороны.

Следует понимать, что течение заболевания пожизненное, а лечение направлено на улучшение качества жизни и повышение безопасности пациента.

Источник: https://gsproekt.ru/diagnostika/zritelnaya-agnoziya

Агнозия: что это такое? Симптомы, лечение и виды агнозий

Предметная агнозия

Головной мозг человека является органом сложной психической деятельности. За счет слаженной работы всех его структур мы можем не только получать информацию от органов чувств и отвечать работой мышц, но и говорить, выполнять качественно новые двигательные акты, а также познавать мир.

Высшие психические функции, отвечающие за познание, называются гностическими.

Гнозис (от лат. «gnosis» – знание, узнавание) – это аналитико-синтетическая деятельность отдельного анализатора, позволяющая объединить разрозненные признаки в целостный образ и осуществлять узнавание окружающих предметов, явлений и их взаимодействий, а также частей своего организма.

Для осуществления таких функций мозгу необходим анализ сведений об окружающем мире при постоянном сопоставлении информации с матрицей памяти. Гнозис является сложной функциональной системой с многоуровневым строением.

Формирование познания имеет условнорефлекторную природу и развивается у каждого человека специфично и индивидуально.

В результате ряда патологических реакций гностические функции могут отключаться. Непосредственные причины таких расстройств – процессы, разрывающие нейронные связи и не дающие возможность образовываться новым соединениям.

Нарушения различных видов узнаваний при сохраненной рецепции, сознании и речевой активности называется агнозия. Расстройства гностических функций существенно снижают адаптацию пациента в социальной и бытовой среде, а также негативно отражаются на качестве его жизни.

Лечение людей, имеющих подобные симптомы, может быть достаточно длительным и зависит от степени поражения коры головного мозга.

Впервые понятие агнозии в качестве клинического синдрома ввел немецкий физиолог Г. Мунк в 1881 году.

Функциональная основа

Представления о локализации гностических функций в структурах головного мозга остаются спорными до настоящего времени. Последние работы ученых доказывают значительную роль подкорковых образований в работе сложной системы познаний.

Однако традиционно считается, что основным субстратом высшей нервной деятельности является кора больших полушарий.

Способность человека к познанию в большой степени обусловлена исключительным развитием коры, масса которой составляет примерно 78% от общей массы мозга.

В коре больших полушарий находятся:

  • первичные проекционные зоны. Это центральные отделы анализаторов и отвечают за элементарные акты (чувствительность, движения, зрение, обоняние, слух, вкус);
  • вторичные проекционно-ассоциативные зоны, в которых осуществляются операции познания и частично процессы, связанные со способностью человека выполнять целенаправленные двигательные акты;
  • третичные ассоциативные зоны. Возникают в результате формирования новых связей между центральными отделами различных анализаторов и отвечают за интегративную функцию, в первую очередь осмысленные операции планирования и контроля. При его разрушении также грубо страдают гностические функции. Однако в отличие от истинных агнозий, данные расстройства классифицируются как псевдоагнозии.

Кроме этого, сложные гностические функции не могут сформироваться без участия системы хранения информации. Поэтому память – важнейший компонент познавательного процесса.

Первопричины агнозий

Нарушения способность узнавать окружающий мир по чувственным восприятиям могут быть следствием ряда патологических состояний. Основные причины формирования агнозий сводятся к патологическим процессам, повреждающим нейронные связи. В качестве таких состояний могут выступать:

  • Цереброваскулярные заболевания;
  • Нейроинфекции;
  • Наследственные заболевания нервной системы;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Нейродегенеративные процессы
  • Последствия перинатальной патологии у детей.

Псевдоагнозии возникают в результате тех же причин, однако в первую очередь страдает мотивационный компонент познавательного процесса, т.е нарушается формирование целей поведения и произвольных волевых усилий.

Существуют случаи, когда у ребенка не наступает формирование определенных познавательных функций. Чаще всего это происходит из-за недоразвития первичных проекционных полей. В этой ситуации речь идет о задержке формирования центров гнозиса и чаще используют понятие «дисгнозия».

Варианты агнозий

Клиницисты подразделяют расстройства восприятия на подтипы. Виды агнозии обусловлены основным анализатором, который дал начало формирования данного центра познания. Соответственно, они же и определяют клинические симптомы патологии. Классификация агнозий подразумевает их разделение на следующие категории:

  • Зрительную;
  • Слуховую;
  • Обонятельную;
  • Вкусовую;
  • Тактильную.

Кроме этого, отдельно выделяют нарушение схемы тела (соматоагнозию), как патологию ассоциативных волокон преимущественно тактильной, а также зрительной проекционных зон.

Внутри каждой группы существуют дополнительные подвиды агнозий, которые определяют узкоспециализированные расстройства познания.

Следует учитывать понятие псивдоагнозий.

Патология гностических функций

  1. Зрительная агнозия – патология узнавания ранее виденных предметов, людей и их визуальных качеств при сохранности зрения.

Возникает как следствие поражения ассоциативных зон затылочных долей. Частными вариантами расстройства зрительного восприятия являются:

  • Цветовая агнозия. Симптомы патологии проявляются в форме неспособности человека распознавать цвета;
  • Лицевая агнозия (или прозопагнозия). Неспособность узнать ранее виденные лица. Прозопагнозия наблюдается при поражении базальных отделов затылочной области;
  • Буквенная агнозия. Пациент не может узнать буквы алфавита и, соответственно, теряется навык чтения (формируется симптом алексии);
  • Предметная агнозия. Человек не способен узнать предметы, а также их изображения.
  • Оптико-пространственная агнозия. Больные не могут узнавать ранее виденные места, при этом нарушается восприятие пространства и ориентировка в нем.

Функционально зрительная агнозия подразделяется на апперцептивную, при которой пациент способен воспринимать лишь отдельные элементы увиденного, и ассиоциативную, для которой характерно целостное восприятие объекта пациентом, однако полное отсутствие непосредственного процесса его отождествления с образами памяти. Точно также существует понятие «симультанная агнозия», которая характеризуется неспособностью синтетического восприятия частей изображения и осуществлять объединение увиденного в целостный образ.

  1. Слуховая агнозия (или акустическая) – патология узнавания предметов и явлений внешнего мира по характерным звукам без визуального контроля.

При этом проекционное корковое представительство слухового анализатора остается сохранным. Так, пациент, закрыв глаза, не сможет определить часы по их тиканью, собаку по лаю, воду по журчанию и так далее. Патология возникает при поражении наружных отделов коры височной доли.

Чаще всего формируется при патологическом процессе в доминантном полушарии, однако может быть и при противоположном очаге. Частным проявлением акустической агнозии является сенсорная афазия – специфическая речевая патология, при которой человек не понимает обращенную к нему речь.

Зрительную и слуховую агнозии по-другому называют «душевная слепота» и «душевная глухота».

  1. Обонятельная и вкусовая агнозии, как правило, проявляются вместе. Изолированно патологии практически не встречаются. Это связано с близким расположением корковых представительств обоняния и вкуса – в медиальных отделах височной доли.Проявляются нарушением узнавания запахов и вкусов. Данные синдромы наблюдаются крайне редко, и длительное время могут оставаться незамеченными (особенно обонятельная гностическая дисфункция). Их выявление требует специального нейропсихологического обследования с прицельным выявлением работы проекционно-ассоциативных вторичных зон височной доли.
  1. Тактильная агнозия (или сенситивное расстройство восприятия) возникает при поражении теменной доли. Она проявляется неспособностью пациента определить предметы при их воздействии на сохранные рецепторы поверхностной и глубокой чувствительности. Проявляется патология в форме астереогноза – нарушении узнавания предметов на ощупь.
  2. При нарушениях схемы тела у пациента наблюдаются расстройства представления о собственном теле. Он не способен узнавать его части, а также понимать его структурную организацию. Данную патологию называют соматоагнозия.

Патология может проявляться как:

  • Аутотопагнозия – патология узнавания частей собственного тела. Вариантами расстройства является пальцевая агнозия, гемисоматоагнозия (признание только одной половины тела), псевдомелии (ощущение наличия дополнительной конечности), амелия (ложное ощущение отсутствия конечности);
  • Нарушение право-левой ориентации;
  • Анозогнозия – игнорирование собственного дефекта, неврологического дефицита;

Наиболее ярко нарушение схемы тела проявляется при поражении теменной доли недоминантного полушария. Однако частные его виды может быть последствием патологического процесса в доминантной гемисфере (например, при синдроме Герстмана – сочетании агнозии пальцев, а также нарушения право-левой ориентации с расстройствами счета и письма).

Нарушения различных гностических функций в классическом варианте описаны в книгах американского невролога и нейропсихолога Оливера Сакса. Так, пример прозопагнозии представлен в его произведении «Человек, который перепутал жену со шляпой», а аутотопагнозии в сборнике «Нога, как точка опоры».

Выявление агнозий

Несмотря на то, что агнозии не являются частой патологией, их диагностика должна осуществляться комплексно. Чаще всего гностическую дисфункцию обнаруживают у взрослых. Однако не редки случаи выявления симптомов агнозий у ребенка (в младшем возрасте речь ведут о задержке формирования центров гнозиса, в пубертате могут быть диагностированы истинные агностические нарушения).

Пациента с подозрением на нарушения познавательных функций должен осмотреть невролог с целью выявления очагового неврологического дефицита. Наличие дополнительных симптомов может помочь осуществить топическую диагностику и выявить зону поражения головного мозга.

Симптомы истинного познавательного расстройства и псевдоагнозии сходны. Поэтому в ряде случаев требуется применить дополнительные инструментальные методы выявления патологического процесса (КТ или МРТ, ЭЭГ, другие) с целью оценки сохранности третичной интегральной системы мозга.

Для уточнения вида агнозий проводится ряд нейро-психологических тестирований. В него включаются специально разработанные материалы, позволяющие оценить высшие корковые функции в целом и их отдельные проявления в частности.

Для оценки состояния зрительного гнозиса пациенту предлагают рассмотреть изображения предметов, людей, животных, растений, цветовых схем. Часть картинок может быть заштрихована или закрыта изогнутой линией (так называемые, зашумленные рисунки). Дополнительно пациенту предлагается рассмотреть изображения частей предмета, с их помощью может быть выявлена симультанная агнозия.

При проверке наличия патологии акустических гностических функций больного просят закрыть глаза и воспроизводят наиболее распространенные звуки (чаще всего хлопают в ладоши, дают послушать тикающий будильник, гремят ключами).

Для выявления астереогноза врач дает в руки пациенту предмет, который он должен ощупать с закрытыми глазами, после чего определить, что это. Нарушения схемы тела устанавливают путем опроса больного.

Для уточнения степени формирования гностических функций у детей существуют подобные нейропсихологические материалы, адаптированные для ребенка определенного возраста.

Лечебные мероприятия

Агнозия – это не самостоятельное заболевание, а лишь клиническое проявление, синдром основной патологии. Вследствие этого основное лечение должно воздействовать на причины развития нарушений познавательных функций.

Лечение агнозий должно идти с учетом первичного заболевания, выступившего причиной развития гностических нарушений.

Симптоматическим лечением, способствующим восстановлению разорванных нейронных связей между первичными проекционными зонами коры, служит средовая адаптация, социализация и обучение пациента.

Важно помнить о нейропластичности головного мозга – способность церебральных нейронов меняться под действием опыта и восстанавливать утраченные нервные связи между ними. Однако со временем подобная активность мозга становится ниже.

Коррекция гностических функций легче идет у детей и лиц молодого возраста. Поэтому крайне важно своевременно обратиться за медицинской помощью. 

Шоломова Елена Ильинична, невролог

Оцените эту статью:

Всего : 97

4.22 97

Источник: https://mozgius.ru/bolezni/nevrologiya/agnoziya.html

Почему возникает предметная агнозия?

Предметная агнозия

В клинической картине поражений головного мозга довольно часто преобладают признаки нарушения памяти.

Нередко эта патология встречается среди пожилых людей, однако может быть и в других возрастных категориях в связи с сосудистыми, эндокринными, неврологическими заболеваниями или как следствие травм, опухолей.

Нарушение памяти часто сопровождает психические отклонения — слабоумие, депрессивные состояния.

Также, было установлено, что нарушение памяти распространенное явление у лиц, страдающих эпилепсией или эпилептической активностью мозга (в отсутствии самого заболевания, в структурах головного мозга возникает сходная активность).

Недавние исследования американских ученых выявили четкую взаимосвязь между расстройствами памяти и злоупотреблением углеводистой пищей, особенно у людей старше 70 лет.

При этом обнаружился парадокс — люди, потребляющие пищу богатую жирами, наоборот, менее подвержены проблемам с запоминанием и узнаванием предметов.

В тоже время у лиц, в питании которых преобладает белковая пища, риск развития такой патологии снижается на 20−30 %.

Процесс познания окружающего мира и взаимосвязь с ним осуществляется с помощью высшей нервной деятельности. Она позволяет воспринимать, анализировать, обрабатывать любую информацию, запоминать и хранить ее в памяти.

При развитии психо-неврологической патологии нередко возникают когнитивные расстройства в виде ухудшения запоминания, неузнавания ранее знакомых предметов, невозможности вспомнить название предмета и многое другое.

Виды памяти и ее нарушения

Как известно, память может быть кратковременной и долговременной. При кратковременном виде памяти (рабочая память) преобладает запоминание сенсорных образов на несколько часов или дней, долгосрочная память позволяет хранить информацию сколь угодно долго.

В свою очередь долговременная память подразделяется на семантическую и эпизодическую.

Личный опыт и наработки представляют эпизодическую память, а словарный запас, возможность правильно называть то или иное явление, узнавать лица, предметы, события составляют семантическую часть памяти.

Нарушения знания о предметах, людях, животных, вещей по их виду, звуку, запаху называется агнозией. Агнозий бывает много, среди них есть зрительная агнозия, слуховая, тактильная, вкусовая.

Зрительная агнозия по-другому называется «душевная слепота», в нее входят прозопагнозия, предметная агнозия, также может быть алексия (неузнавание букв и слов), метаморфопсия (искажения восприятия предметов), макро- и микропсия (увеличение или уменьшение реальных размеров предмета).

При нарушениях в височной части головного мозга с обеих сторон происходит искажение распознавания предметов и лиц. Затруднение в названии предмета или человека называется предметная агнозия, а нарушение узнавания лиц — прозопагнозия.

Прозопагнозия характеризуется невозможностью узнать ранее знакомых людей, а подчас и свое отражение в зеркале. Но при этом больной с легкостью может узнать того же человека, если он при этом говорит с ним. Для таких больных свойственно неузнавание подробностей, характерных для предмета или человека, т.е. у них страдает конкретика.

Что же касается предметной агнозии, то она относится к категории более серьезных и глубоких расстройств когнитивной функции. В этом случае больные знают, характерные признаки предмета или человека, но узнать его они затрудняются.

При этом функция зрения у них сохранена или страдает незначительно. Тактильная чувствительность также сохраняется в полном объеме. Нужно отметить, что речь идет именно о узнавании ранее знакомых предметов.

Вариант неузнавания незнакомых предметов не расценивается как патология, потому что встречается и у здоровых людей.

При правостороннем поражении височной доли развивается прозопагнозия, а при левосторонней патологии — предметная агнозия. Сочетание прозопагнозии и предметной агнозии характерно для инфаркта заднемозговых артерий.

Предметная агнозия может быть слабо выражена (затруднения при узнавании в нестандартных условиях) и сильно — неузнавание предметов простых предметов в обычных условиях. Максимальная степень предметной агнозии, как правило, говорит о двухстороннем поражении задневисочных или затылочных зон мозга.

Почему возникает предметная агнозия

Среди факторов, которые способствуют развитию когнитивных расстройств, различают те, которые поддаются медикаментозной коррекции и те, которые изменить невозможно.

Большинство сосудистых и дегенеративных заболеваний головного мозга откорректировать невозможно и они имеют необратимый характер.

К неконтролируемым факторам риска также следует отнести возраст больного (обычно это люди старше 60−70 лет), женский пол, генетическая предрасположенность, черепно-мозговые травмы в прошлом.

Среди тех же, которые влияют на развитие нарушения памяти, но поддаются коррекции, находится значительно больше состояний:

  • Имеющаяся артериальная гипертония;
  • Увеличенной содержание липидов в крови;
  • Сахарный диабет, гипотиреоз, тиреотоксикоз;
  • В12-фолиеводефицитная анемия;
  • Повышение уровня гомоцистеина в плазме крови;
  • Сосудистая энцефалопатия;
  • Болезнь Альцгеймера;
  • Деменция;
  • Хорея Гентингтона;
  • Инфекционные заболевания головного мозга
  • Инфаркт и инсульт головного мозга;
  • Недостаточная физическая и интеллектуальная активность.

Лечение предметной агнозии

Коррекция когнитивных расстройств — задача достаточно сложная, многие состояния трудно поддаются лечению, поэтому до сих пор ведутся поиски фармакологических препаратов, способных улучшить состояние больных и повысить их качество жизни.

Основным лечением является назначение ноотропных средств — Пирацетама, Ноотропила, Церебролизина, Циннаризина, Инстенона, Гинкго Билоба, Вазобрала, Мемоплант. Однако перечень состояний, поддающихся коррекции этими препаратами, довольно скуден — сосудистая мозговая недостаточность, последствия инсульта и инфаркта мозга, черепно-мозговые травмы, астения и депрессивные состояния.

Также назначаются препараты:

  1. Гамма-аминомасляной кислоты и ее аналоги — Аминалон, Пикамилон, Фенибут, Пантогам;
  2. Гомеопатические и витаминоподобные средства, например, Церебрум композитум H, Идебе­нон, Магне В6;
  3. Антиоксидантные средства — Мексидол, Цитофлавин, Энцефабол;
  4. Витамины группы В — Нейромультивит.

Большое значение придается упражнениям, направленным на тренировку памяти. Для этого разработано много специальных упражнений, например, пробы Шульте, Бурдона, реципрокная координация.

В домашних условиях для этого можно использовать заучивания текстов, стихов, песен, помогает и рисование.

Больным легче усваивать информацию с яркой эмоциональной окраской, звуковыми, тактильными и ситуативными ассоциациями.

Единственное, о чем стоит помнить при лечении когнитивных расстройств — о несовместимости медикаментозных средств и биологически активных добавок (БАД). Особенно это предостережение касается средств, содержащих хром, корицу, чеснок, имбирь, дягиль, зеленый чай, боярышник, матэ.

Источник: http://VashNevrolog.ru/psixologiya/pochemu-voznikaet-predmetnaya-agnoziya.html

Наше здоровья
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: