Прогресс, регресс, деградация – понятия познания жизни

Содержание
  1. Прогресс, регресс, деградация – понятия познания жизни
  2. Особенности деградации
  3. Алкогольная деградация личности Править
  4. Деградация энергии
  5. Деградация светодиодов Править
  6. Причины деградации человека
  7. Деградация почв Править
  8. Этапы деградации
  9. Деградация жирных кислот Править
  10. Как избежать деградации
  11. Деградация белков в клетке Править
  12. Притча об огурце
  13. Прогресс, регресс, деградация — понятия познания жизни
  14. Применение понятий прогресс, регресс и деградация в познании и в жизни
  15. Прогресс и регресс, деградация, как понятия
  16. ЕГЭ. Общество. Тема 6. Прогресс. Регресс
  17. Прогресс
  18. Виды прогресса в обществе
  19. Критерии прогресса
  20. Критерии общественного прогресса современных учёных:
  21. Противоречивость общественного прогресса
  22. Регресс
  23. Признаки регресса в обществе
  24. Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ
  25. Многовариантность общественного развития (типы обществ)
  26. Характеристика основных типов цивилизаций
  27. Различия между линейным и нелинейным подходами

Прогресс, регресс, деградация – понятия познания жизни

Прогресс, регресс, деградация – понятия познания жизни

Слово деградация — заимствовано из польского языка (degradacja — от латинского degradatio «разжалование, постепенное понижение») — производного от degradare «спускаться», в свою очередь образованного с помощью приставки de «вниз» от gradior «шагать».
[1]

В ряде словарей ошибочно показано, что слово деградация — заимствованное из французского языка.
В действительности это слово заимствовано из польского языка в Петровскую эпоху в значении «разжалование, лишение чинов». Новое значение этого слова «упадок» оформилось в русском языке под влиянием французского и других западноевропейских языков в 20 столетии.

В XX веке появилось не новое слово, а семантический неологизм — вместо изначального смысла «разжаловать» слово начало использоваться в новом смысле — упадок, постепенное ухудшение, утрату ценных свойств и качеств в разных областях (деградация общества, деградация культуры, деградация искусства, деградация почвы и др.).[2]

Особенности деградации

Деградация сама как классификация возможна в различных сферах жизни и областях действия. Это понятие объёмно. К примеру деградация и развал личности.

Такое как правило происходит в следствии психиатрических нарушений, и в условно здоровом человеке.

Все прекрасно знают, что ломать – не строить, и если человек за собой не следит, не заботится о своем развитии, не занимается , то в таком случае рано или поздно он деградирует.

Вплоть до полного развала. Деградация личности– процесс превращения нормального человека в жуткое человекообразное существо.

В сжатом понимании термин деградация, подразумевает полное разрушение возможностей человека.

Если говорить о таком понятии как деградация личности более детально, то оно представляет собой потерю психической уравновешенности и работоспособности, а также всестороннее ослабление активности.

Деградация может проявляться проявляется во всём при соответствующем отношении. Кроме человека это явление проявляется и в окружающем нас мире.

Как следствие все возможные варианты этого явления, являются делом рук бездарных руководителе, то что обычно называется «нет хорошего хозяина».

Деградация окружающей среды – это постоянный процесс, в силу которого снижается способность экосистем поддерживать стабильность качества жизни.

В общих чертах экосистема может быть определена как взаимодействие живых организмов с их окружением.

Деградацию земель как правило вызывают многочисленные факторы, в том числе экстремальные погодные явления, особенно засухи, ну и конечно же деятельность человека, которая приводит к загрязнению или деградации качества почв и пригодности земли, а это очень плохо сказывается на производстве пищевых продуктов, средствах к существованию, производстве и предоставлении других продуктов и услуг экосистем.

Рассмотрим, более детально, что значит деградация.

Алкогольная деградация личности Править

Алкогольная деградация развивается на последних этапах алкоголизма. При этом возникают аффективные расстройства, психопатоподобные симптомы, возникает ухудшение памяти и снижение интеллекта. Главным элементом утраты критики при алкоголизме является неспособность больных оценить тяжесть злоупотребления алкоголем.

Она является эффектом неправильной актуальности и концептуальности
В эмоциональном плане при алкогольной дегенерации возникает неустойчивость настроения, подверженность ситуационным влияниям, обидчивость, пессимизмом, возбудимость.

Часто возникают вспышки бурного раздражения и гнева. При этом отсутствует глубокое переживание неприятных событий, не появляется истинное чувство вины, понимание своих поступков.

Отмечается эйфорическая установка — склонность к эйфории, беспечности, недооценке жизненных трудностей.

Психподобные симптомы выражаются в неадекватности, непредсказуемости поступков. Одна и та же ситуация может то вызывать бурную реакцию, то оставлять спокойными.

Часто отмечают готовность ко лжи или заведомо невыполнимым обещаниям. Алкоголики проявляют грубость, неспособность сдерживать эмоции в домашней обстановке, стремление унизить и оскорбить близких. При этом они могут быстро перестраиваться и любыми путями добиваться прощения, даже если им приходится унижаться, лгать и демонстрировать раскаяние.

Е. Блейлер отмечал, что в достаточно тяжёлых случаях больные алкоголизмом настолько социально индифферентны, что у них «нельзя возбудить ни гордость, ни самолюбие, ни чувство достоинства».

Известный психиатр С. С. Корсаков отметил, что «алкоголик винит всех: жену, детей, службу, но только не самого себя».[3]

Деградация энергии

Движения, которые можно охарактеризовать одинаковыми количествами энергии, вообще говоря, отличаются по своей полезности. Традиционно самым полезным считается механическое движение. Если отсутствуют силы трения оно может быть использовано полностью, как механическая работа. Почти целиком в механическую работу трансформируется электромагнитная энергия.

В то же время внутреннее движение, которое проявляется в виде тепла, гораздо сложнее использовать. Принципиальной особенностью внутреннего движения является то, что его энергия не может быть использована полностью в виде работы. В этом смысл утверждения, который известен в физике под именем “второе начало термодинамики”.

В природе всегда есть силы трения. Они превращают высококачественные типы движения во внутреннее. Так, в механике трение уменьшает систематически количество механического движения, превращая во внутреннюю его энергию.

Аналогично при движениях электромагнитной природы сопротивление проводников и поглощение, и рассеяние электромагнитных волн снижают неуклонно число электромагнитного движения, превращая его во внутреннее.

Провести в полном объеме обратное превращение невозможно принципиально.

Для того, чтобы обозначить процесс необратимого перехода высококачественных типов энергии во внутреннюю в начале XX столетия придуман термин “деградация” полезной энергии. Осознание качественного различия движений с непохожей физической природой требует его количественной оценки. Для этой цели физикой была создана новая характеристика движения, которая получила название “энтропия”.

Деградация в любом случае негативно влияет на развитие человека. Далеко не все имеют представление, что такое деградация личности. В сжатом понимании этот термин подразумевает полное разрушение возможностей человека. Если говорить о понятии деградации личности более детально, оно являет собой утрату работоспособности и психической уравновешенности и всестороннее ослабление активности.

Деградация человека – это потеря им свойственных ему качеств и способностей, которая сопровождается утратой чувств, суждений, дарований.

Когда человек стал более раздражительным или у него намного больше ухудшилась память и пропала способность концентрировать внимание на чем-то, то налицо процессы деградации. Значительно сужаются интересы этой личности.

При этом проявляются такие отрицательные качества, как благодушие, отсутствие воли, беспечность.

Один из самых тяжелых видов деградации — это маразм, являющий собой слабоумие. При нем потеряны контакты с окружающим миром. Человек выражает полное безразличие к другим людям и поддерживает беззаботную жизнедеятельность.

Признаки деградации личности возможно наблюдать у большинства людей.При этом такие проблемы свойственны не лишь хроническим неудачникам, но и вполне осознанным личностям. В этом заключена опасность процесса увядания. Данное положение вещей подтверждает еще раз уязвимость личности.

Деградация светодиодов Править

При низком качестве изготовления, светодиоды подвергаются необратимой деградации. При этом уменьшается световой поток, а в ряде случаев также наблюдается деградация фосфора и связанное с этим изменение цвета светодиодов.[4]

Причины деградации человека

Личность нередко деградирует из-за того, что ею овладевает апатия. В ситуациях, когда человеку необходимо исполнить какое-нибудь важное задание или принять ответственное решение, большинство предпочитают не делать ничего. Человек без воли, действующий только соответственно со своими нежеланиями и желаниями, имеет все шансы деградировать в интеллектуальном и моральном плане.

Деградация личности – это процесс, который зачастую можно наблюдать у взрослых людей. Человек при выходе на пенсию умирает в каком-то смысле, так как более молодые коллеги его провожают на «заслуженный отдых». По факту, в данной ситуации личность расслабляется, так как теперь нет нужды отвечать за что-нибудь или прикладывать усилия для того, чтобы достигнуть какой-нибудь цели.

Проблема деградации личности свойственна больше одиноким людям или тем, кто пережил потерю близкого. Человек в последнем случае впадает в депрессию, что провоцирует быстрое личностное увядание. Интересно, что большая доля людей, желая отомстить за свое несчастье жизни, убивают по большей части себя сами. Таким образом, человек практикует некоторый медленный суицид.

Еще одна причина деградации — ощущение вины. Людям, чувствующим себя ненужными, свойственен нередко личностный развал. Когда человек потерял в себя веру из-за нескольких неудач, идущих подряд, то велика вероятность деградации.

Не получится перечислить все причины увядания личности, среди которых, несомненно, есть такие, как наркомания, безволие во всех ее проявлениях, прокрастинация, жестокость и банальная лень. Но основной причиной является все же отсутствие ума, духовности, любви и сострадания. Именно такие составляющие делают человека человеком.

Несомненно, есть много примеров, когда личность без души может демонстрировать незаурядный ум и достигать огромных успехов, не деградируя при этом. Но чтобы стать такой личностью необходимо изначально быть человеком и формироваться в определенных условиях.

Деградация почв Править

Деградация почв — это совокупность процессов, которые приводят к изменению функций почвы, количественному и качественному ухудшению её свойств, постепенному ухудшению и утрате плодородия.

Крайней степенью деградации почв является уничтожение почвенного покрова.[5]

Этапы деградации

Известный психолог Маслоу Абрахам считал, что деградация человека имеет такие этапы прогрессирования:

  • Формирование психологии «пешки». У человека появляется ощущение того, что он зависит полностью от каких-то других сил. Это явление называют феноменом «выученной беспомощности».
  • Появление дефицита основных благ. Первичные потребности в выживаемости и еде становятся приоритетными.
  • Формирование «чистого» окружения. Весь социум делят на хороших и плохих людей, «чужих» и «своих». Нередко у человека есть чувство вины и стыда за себя.
  • Появление культа «самокритики». Человек может признавать выполнение даже тех поступков, к которым он отношения не имеет.
  • Защита «священных основ». Личность не желает категорически задумываться над основными предпосылками идеологии. Такие люди не сомневаются в собственных «священных основах» и не могут смотреть на них скептическим взглядом.

Деградация жирных кислот Править

Деградация жирных кислот является важным этапом клеточного дыхания.

Деградация жирных кислот (у некоторых организмов также алканов) происходит у эукариот в матриксе митохондрий. Суть этого процесса заключается в следующем. На первой стадии к жирной кислоте присоединяется кофермент А с образованием ацил-KoA. Он дегидрируется с последовательным переносом восстановительных эквивалентов на убихинондыхательной ЭТЦ.

Наконец, на четвёртой стадии образовавшаяся β-кетокислота расщепляется β-кетотиолазой в присутствии кофермента А на ацетил-КоА и новый ацил-КоА, в которой углеродная цепь на 2 атома короче. Цикл β-окисления повторяется до тех пор, пока вся жирная кислота не будет переработана в ацетил-КоА.

См. также: Деградация гиалуроновой кислоты

Как избежать деградации

Главный вопрос, который возникает при рассмотрении вопроса деградации – как же не допустить, чтобы было “мучительно больно за бесцельно прожитые годы”? Духовная деградация личности может вполне настичь каждого, кто не проводит саморазвитие. Таким образом, каждый человек имеет шансы прийти к всестороннему полному развалу.

Чтобы избегнуть деградации, необходимо уметь бороться с пассивностью. Такой навык дает возможность укрепить силу воли и увеличить внутреннюю энергию человека.

Существует социальная и физическая смерть. Второе понятие предусматривает то, что человек, будучи здоровым, не представляет для общества никакой ценности.

Более того, эта личность может нанести также вред социуму, так как является обузой и не лучшим примером.

Чтобы избегнуть социальной смерти, нужно прилагать усилия, чтобы сохранить активное физическое состояние и интересоваться всем, что в мире творится.

Человеку необходимо стремиться быть полезным для людей, среди которых он живет.

Для того, чтобы сохранить высокий жизненный потенциал, необходимо жить не лишь для себя, не отдаваясь в руки внутренней пассивности.

Необходимо осознавать, что главной пищей для ума является как информация, которую мы при чтении потребляем или при помощи аудиального восприятия, так и то, о чем интересуемся и о чем мы говорим.

Те, кто имеет довольно активную жизненную позицию, живут в режиме миссии, не столкнутся никогда с проблемой деградации. такие люди обычно занимаются любимым делом и у них много интересов.

Необходимо понимать, что окружение оказывает на развитие или деградацию личности невероятное влияние. Если человек контактирует, в основном, с опускающимися людьми, то это на нем не скажется благотворно.

Деградация белков в клетке Править

Белок выполняет в клетке закреплённую за ним функцию, а затем, в определённый момент, клетке необходимо от него избавиться. Необходимость избавиться от белка обусловлена рядом причин: во-первых, дальнейшая активность белка может навредить клетке, во-вторых, нужно синтезировать новые белки, а перегрузка цитоплазмы полипептидами является источником апоптоза.

Переставшие быть необходимыми, белки подвергаются протеолитической деградации.
[6]

en:Degradationfr:Dégradationid:Degradasisk:Degradácia

Притча об огурце

Есть притча об огурце, который всеми силами стремился сохранить собственную свежесть.

Попав в банку с солеными огурцами, ему было в первое время очень неприятно, так как рассол не способствовал сохранению свежести.

Помимо этого, внешний вид свежего огурца являлся укором для его соленых собратьев. Но спустя некоторое время рассол перестал быть противен огурцу, а его соседи уже не казались столь солеными.

Имея общие представления об этой проблеме, вы сможете легко избегнуть участи, которая предписывается громадному количеству людей.

Источник: https://nike-force.ru/degradatsiya-i-regressiya/

Прогресс, регресс, деградация — понятия познания жизни

Прогресс, регресс, деградация – понятия познания жизни

Последнее обновление: 17.08.18

Применение понятий прогресс, регресс и деградация в познании и в жизни

Любые понятия человеческого сознания, в том числе, понятия прогресс, регресс и деградация — это не «забавы» и не «сухие» абстракции философствующего ума.

Понятия, как таковые, – это инструменты, методы и плоды человеческого познания окружающего мира и себя в нём.

Знания о том, что такое прогресс, регресс, деградация совершенно необходимы не только учёному или работнику, но и любому человеку, размышляющему о своём «житие-бытие». Например:

1. Эти понятия необходимы, чтобы разобраться и разбираться в своей личной жизни.

Очевидно, что грамотный и просвещённый человек понимает, что все его жизненные проявления, его жизнь и жизнь вокруг, — это процессы развития.

Чтобы понять эти процессы, необходимо не только оперировать в сознании понятиями прогресс и регресс, деградация, но и понимать их содержание и диалектику взаимосвязей и отношений, по типу, описанному ниже.

Ведь, если, например, человек воображает, что его жизнь – любовь, карьера, семья, и прочее – это только прогресс или, наоборот, регресс, то это не только ошибочная оценка жизни, но и источник многих возможных ошибок в ней.

Сколько семей, семейных, любовных пар разрушилось, лишь от того, что они ожидали лишь прогресса в своём развитии, не подозревая, что в этом прогрессе, пусть незримо, до поры до времени, присутствует не только регресс, но и деградация отношений.

2. Понимать, что такое прогресс и регресс, деградация, совершенно необходимо в части своего мировоззрения на ближний и дальний социум и процессы в нём.

Без этого, например, бессмысленно рассуждать о значимости и об оценках любого исторического периода жизни страны или человечества в целом.

Без этого, например, бессмысленно и ненадёжно строить планы на карьеру, или на перспективы своей жизни, вообще, и здесь и сейчас.

3. Наконец, не понимая, что такое прогресс, регресс, деградация, человеку невозможно адекватно рассматривать ни свою личность, ни процессы её развития и перспектив.

Не только рассматривать, но и как-то осознанно управлять процессами своей жизни и своей личностью.

Прогресс и регресс, деградация, как понятия

Очевидно, что, понятия прогресс и регресс, возникли для обозначения векторов развития: если позитивное, качественное улучшение объекта – прогресс, а откат, разрушение объекта – регресс.

Вот, собственно, на этом бы и остановить применение этих понятий, ибо, если мы будем расширять содержимое понятий прогресса и регресса, то неизбежно столкнёмся с такими коллизиями:

1. Возникает необходимость рассмотрения самого развития: его сущности, прежде всего. А далее: его движущих сил, способов осуществления и целей.

Ибо без этого, невозможно определить, а что, собственно, есть прогресс и регресс, кроме как обозначение качественно различных направлений развития.

То есть, или мы субъективно, а значит относительно себя или чего-либо, обозначаем, что вот это есть прогресс, а вот это есть регресс.

Или вынуждены рассматривать сущность самого объекта развития, чтобы уяснить, а чем, для него самого, является то или иное направление его развития.

И нужно будет вырабатывать критерии последствий развития, а, опять же, относительно чего?

Ибо, если будем рассуждать, что прогресс – это качественное улучшение объекта, с точки зрения его основных, сущностных свойств, а регресс, деградация – это разрушение объекта – утрата или деформация его сущности, то мы будем рассматривать сам процесс развития.

А последствия развития останутся вне поля зрения.

Но развитие, как таковое, и развитие любых объектов на практике, в частности, показывает, что прогрессивное развитие не всегда приводит к улучшению объекта. А регресс, бывает, в результате, приводит к улучшению или качественно положительному изменению.

2. Прогресс невозможен без регресса, как и регресс, содержит в себе прогрессивные аспекты.

То есть, прогресс и регресс – это, всего лишь, отражение и проявление процесса развития, который, по своей сути, — столкновение и борьба противоположных свойств и тенденций результатов этой борьбы.

Иначе говоря, прогресс в развитии любого объекта, мало того, что невозможен без одновременного его регресса, но и столкновение этих противоположностей развития, приводит к цикличности развития.

Эта цикличность заключается в том, что общий вектор развития объекта с неизбежностью меняется на противоположный, в зависимости от того, какая тенденция одолела на настоящий момент: прогресс или регресс.

Здесь классическое проявление всеобщего закона диалектики: переход количественных изменений в качественные.

Если прогрессивные тенденции развития количественно накапливаются, при общем регрессивном развитии объекта, то, рано или поздно, тенденция развития изменится: объект, буквально, победит регресс своего развития и начнёт развиваться прогрессивно.

Но, при этом, этим самым, давая возможность регрессивным тенденциям, «оставаясь в тени», накапливать силы в виде количественного роста регрессивных аспектов развития, чтобы в дальнейшем произошла очередная замена прогресса на регресс развития.

Что касается понятия деградация, то, очевидно, что оно вкладывается своим содержанием в понятие «регресс», отражая ломку сущности объекта при его регрессе – разрушение его структуры и ухудшение качества.

Совершенно справедливо, часто ставят вместе понятия развития и деградации.

Но, при этом необходимо смотреть на развитие, не как на общее понятие существования объекта в динамике изменений, а как на поступательное, именно прогрессивное усложнение его структуры и системы.

Иначе говоря, развитие, в узком смысле слова, подразумевает усложнение структуры системы объекта, а деградация, как раз, говорит об обратном: о примитивизации, упрощении, деформации и ломке структуры и разрушении системы.

Буду рад вашим замечаниям, дополнениям, примерам и вопросам, по этой теме: прогресс и регресс, деградация.

Дополнительно читать, по этой тематике:

Массовое сознание и развитие самосознания личности

Развитие отношений людей – частный случай развития

Хороший человек и плохой, их свойства и признаки

Чайлдфри – идеология, деградация, психическое отклонение?

Как жить нормально, разум и чувственность в жизни человека

Источник: https://love-family-life.info/progress-regress/

ЕГЭ. Общество. Тема 6. Прогресс. Регресс

Прогресс, регресс, деградация – понятия познания жизни

Любое развитие — это движение вперёд или назад. Так и общество может развиваться либо прогрессивно, либо регрессивно, а иногда обществу свойственны оба эти процесса, только в различных сферах жизни. Что же такое прогресс и регресс?

Прогресс

Прогресс — от от лат. progressus — движение вперед, Это такое направление в развитии общества, которому характерно движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, это поступательное движение вперёд, к лучшему.

Социальный прогресс – это всемирно-исторический процесс, для которого свойственно восхождение человечества от примитивности ( дикости) к цивилизации, в основе которой лежат достижения научно- технические, политико-правовые, нравственно- этические.

Виды прогресса в обществе

СоциальныйРазвитие общества по пути справедливости, создание условий для всестороннего развития личности, для его достойной жизни, борьба с причинами, мешающими этому развитию.
МатериальныйПроцесс удовлетворения материальных потребностей человечества, в основе которого лежит развитие науки, техники, повышение жизненного уровня людей.
НаучныйУглубление познания окружающего мира, общества и человека, дальнейшее освоение микро- и макрокосмоса.
Научно- техническийРазвитие науки направлено на развитие техники, совершенствование процесса производства, его автоматизация.
Культурный (духовный)Развитие нравственности, формирование осознанного альтруизма, постепенное преобразование человека — потребителя в человека- создателя, саморазвитие и самосовершенствование личности.

Критерии прогресса

Вопрос о критериях прогресса (то есть  признаках, основаниях, позволяющих судить о явлениях  как прогрессивных) всегда вызывал неоднозначные ответы в разные исторические эпохи. Приведу некоторые точки зрения по поводу критериев прогресса.

МыслителиТочки зрения на критерии прогресса
Ж.КондорсеРазвитие разума человека
ВольтерРазвитие просвещения, торжество разума человека.
Ш.МонтескьеУлучшение законодательства стран
К.Сен-Симон Ш.Фурье, Р.ОуэнОтсутствие эксплуатации человека человеком, счастье людей.
Г.ГегельЗрелость свободы общества.
А.Герцен, Н.Чернышевский, В.Белинский, Н.ДобролюбовРаспространение просвещения, развитие знаний.
К.МарксРазвитие производства, овладение природой, смена одной формации другой.

Современные критерии прогресс не столь однозначны. Их много, в комплексе они свидетельствуют о прогрессивном развитии общества.

Критерии общественного прогресса современных учёных:

  • Развитие производства, экономики в целом, увеличение свободы человека по отношению к природе, жизненный уровень людей, рост народного благосостояния, качества жизни.
  • Уровень демократизации общества.
  • Уровень свободы, закреплённой законодательно, предоставленные возможности для всестороннего развития и самореализации личности, разумное употребление свободы.
  • Нравственное совершенствование общества.
  • Развитие просвещения, науки, образования, увеличение потребностей человека в научном, философском, эстетическом познании мира.
  • Продолжительность жизни людей.
  • Увеличение человеческого счастья и добра.

Однако прогресс — это не только положительное явление.

К сожалению, человечество одновременно и созидает, и разрушает. Умелое осознанное использование достижений человеческого разума- это тоже один из критериев прогресса общества.

Противоречивость общественного прогресса

Позитивные и негативные последствия прогрессаПримеры
Прогресс в одних областях может привести к застою в других.Яркий пример-  период сталинизма в СССР. В  30-годы был взят курс на индустриализацию, резко повысились темпы развития промышленности. Однако социальная сфера развивалась слабо, лёгкая промышленность работала по остаточному принципу. В итоге — значительное ухудшение  качества  жизни людей.
Плоды научного прогресса могут быть использованы как во благо, так и во вред людям.Развитие информационных систем, Интернет- это величайшее достижение человечества, открывающее пред ним широкие возможности. Однако одновременно появляется компьютерная зависимость, уход человека в  виртуальный мир, появилась новая болезнь-« игровая компьютерная зависимость».
Достижения прогресса сегодня могут привести к отрицательным последствиям в будущем.Примером может служить освоение целинных земель в правление Н.Хрущёва.. Сначала был действительно получен богатый урожай, но спустя время появилась эрозия почв.
Прогресс водной стране не всегда ведёт к прогрессу в другой.Вспомним государство Золотая Орда. Это в начале 13 века была огромная империя, ,с  многочисленным войском, передовой военной техникой. Однако прогрессивные явления в данном государстве стали бедствием для многих стран, в том числе и для Руси, которая более двухсот лет находилась под игом орды.

Подводя итог, хочется отметить, что человечеству свойственно  стремление идти вперёд, открывая новые и новые возможности. Однако нужно помнить, и учёным в первую очередь, каковы будут последствия такого прогрессивного движения, не обернётся ли оно катастрофой для людей. Поэтому необходим сокращать  до минимума отрицательные последствия прогресса.

Регресс

Противоположным прогрессу путём общественного развития является регресс ( от лат. regressus, то есть движение в обратную сторону, возвращение назад)- движение от более совершенного к менее совершенному, от более высших форм развития к низшим, движение назад, изменения к худшему.

Признаки регресса в обществе

  • Ухудшение качества жизни людей
  • Упадок в экономике, кризисные явления
  • Рост смертности людей, снижение среднего уровня жизни
  • Ухудшение демографической ситуации, снижение рождаемости
  • Рост заболеваемости людей, эпидемии., большой процент населения, имеющего

Хронические заболевания.

  • Падение нравственности, образованности , культуры общества в целом.
  • Решение вопросов силовыми , декларативными методами и способами.
  • Сокращение уровня свободы в обществе, её насильственное пресечение.
  • Ослабление страны в целом и её международного положения .

Решение проблем, связанных с регрессивными процессами общества, — одна из задач правительства, руководства страны. В демократическом государстве, идущем про пути гражданского общества, которым  является Россия, большое значение имею  общественные организации, мнение народа. Проблемы необходимо решать, и решать сообща- власти и народу.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-6-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81/

Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ

Прогресс, регресс, деградация – понятия познания жизни

Прогресс — тип развития от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперёд к более совершенному.

Регресс — тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

Критерии прогресса: — развитие человеческого разума; — совершенствование нравственности людей; — прогресс науки и техники; — развитие производительных сил, включая самого человека; — возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку;

— гуманистические критерии прогресса (средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.).

Противоречивость прогресса: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет.

Многовариантность общественного развития (типы обществ)

Существует два основных пути развития общества: эволюционный и революционный.

Эволюция — это частичные и постепенные изменения, способствующие появлению в различных сферах и элементах общества новых качеств и свойств.
Эволюционные изменения могут осуществляться как сознательно, в таком случае они обретают форму реформ, так и стихийно.

Реформа — изменения в какой-либо сфере общественной жизни, проводимые правительством, в виде постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры).

Виды реформ: — Прогрессивные (например, реформы 60–70‑х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II);

— Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80‑х — начала 90‑х гг. XIX в.

в России — «Контрреформы» Александра III).

Революция — коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

Признаки революции: — это радикальные изменения, в результате которых происходит коренная ломка социального объекта; — носят общий, фундаментальный характер; — как правило, опираются на насилие; — организуются сознательно; — вызывают необычайно сильные эмоции и массовую активность.

Революция — захват насильственными методами государственной власти лидерами массовых движений и последующее использование её для крупномасштабного реформирования всех сфер общественной жизни.

Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

Основные подходы к изучению развития общества: — линейный (формационный и стадиально-цивилизационный) — развитие общества рассматривается как закономерный поступательный процесс перехода от низших форм к высшим, от простых к сложным;

— нелинейный (локально-цивилизационный) — развитие общества не имеет однонаправленного характера, в истории человечества есть периоды подъёмов, падений и стагнации.

Формационный подход (основоположники — немецкие философы-экономисты К. Маркс и Ф. Энгельс). Развитие общества осуществляется в результате закономерной смены общественно-экономических формаций.

Пять общественно-экономических формаций:

  1. первобытнообщинная;
  2. рабовладельческая;
  3. феодальная;
  4. капиталистическая;
  5. коммунистическая.

Критерием выделения общественно-экономических формаций является производственная деятельность людей, характер труда и способы включения в производственный процесс (природная необходимость, внеэкономическое принуждение, экономическое принуждение, труд становится потребностью личности).

Движущей силой развития общества является классовая борьба. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется в результате социальных революций.

Стадиально-цивилизационный подход (У. Ростоу, Тоффлер).
В основе данного подхода лежит понимание цивилизации как стадии в процессе поступательного развития человечества, в его восхождении по лестнице, ведущей вверх к единой мировой цивилизации.

Характеристика основных типов цивилизаций

Критерии для сравненияТрадиционное (аграрное) общество
Особенности исторического процессаДлительное, медленное эволюционное развитие, отсутствие явных граней между эпохами.
Отношения общества и природыГармоничные отношения без разрушительного воздействия, стремление приспособиться к природе.
Особенности экономического развитияВедущим является аграрный сектор, главное средство производства – земля, находится в общинной собственности или неполной частной, так как верховным собственником является правитель.
Социальная структура обществаЖёсткая закрытая кастовая или сословная система, уровень социальной мобильности низкий или отсутствует.
Особенности политического строя, регулирования общественных отношенийПреобладание монархических форм правления, главными регуляторами общественных отношений являются обычаи, традиции, религиозные нормы.
Положение личности в обществеЛичность поглощается общиной и государством, господство коллективистских ценностей.

Критерии для сравненияИндустриальное (западное) общество
Особенности исторического процессаРезкое, скачкообразное, революционное развитие, грани между эпохами очевидны.
Отношения общества и природыСтремление властвовать над природой, активная преобразовательная деятельность, появление глобальной экологической проблемы.
Особенности экономического развитияПреобладает промышленность, главным средством производства является капитал, который находится в частной собственности.
Социальная структура обществаОткрытая классовая социальная структура, высокий уровень социальной мобильности.
Особенности политического строя, регулирования общественных отношенийПреобладание республиканских форм правления, создание правового государства, главный регулятор общественных отношений — право.
Положение личности в обществеИндивидуализм, свобода личности.

Критерии для сравненияПостиндустриальное (информационное) общество
Особенности исторического процессаЭволюционное развитие общества, революции только в научно-технической сфере, глобализация всех сфер общественной жизни.
Отношения общества и природыОсознание сущности глобальной экологической проблемы, попытки её решения, стремление создания ноосферы – «сферы разума».
Особенности экономического развитияПреобладает сфера услуг и производство информации, мировая экономическая интеграция, создание транснациональных корпораций.
Социальная структура обществаОткрытая социальная структура, стратификация общества по уровню доходов, образования, профессиональному признаку, высокий уровень социальной мобильности.
Особенности политического строя, регулирования общественных отношенийПреобладание республиканских форм правления, создание правового государства, главный регулятор общественных отношений — право.
Положение личности в обществеИндивидуализм, свобода личности.

Локально-цивилизационный подход (М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер, Н. Данилевский, П. Сорокин, Л. Гумилев).
Сущность подхода заключается в отрицании единого однонаправленного процесса. Исторический процесс распадается на множество независимых, изолированных и равноценных по значимости путей развития, цивилизаций и культур.

Цивилизация — общественная система, связанная едиными культурными ценностями (религией, обычаями, традициями, экономической, социальной, политической организацией), которые согласованы и взаимосвязаны друг с другом.
При выделении типов цивилизаций чаще всего используют религиозный критерий, так как считают религию концентратом культурных ценностей.

Классификация типов цивилизаций: — западная христианская; — православная христианская; — исламская; — индуистская; — конфуцианская (дальневосточная); — буддийская;

— иудаистская.

Различия между линейным и нелинейным подходами

КритерииЛинейный подход (формационный, стадиально-цивилизационный)Нелинейный подход (локально-цивилизационный)
Длительные тенденции в развитии обществаПрогресс – качественное совершенствование обществаЦикличность, периодические повторения подъёмов, спадов, застоя
Основные общественные системыПоследовательно сменяющие друг друга формации, цивилизацииСосуществующие цивилизации, культуры
Критерии общественного развитияФормационный подход – материальное производство;
Стадиально-цивилизационный – духовная, социальная, экономическая, политическая организация общества.
Духовные ценности
Пути развитияСуществование главного «магистрального» пути развитияМножественность равнозначных путей развития
Возможность сравнения общественных системПоследующие совершеннее, сложнее, выше предыдущихКаждая цивилизация уникальна, самодостаточна и равноценна
Влияние общественных систем друг на другаБолее развитая система уничтожает менее развитыеЦивилизации могут ограниченно обмениваться ценностями

Источник: https://examer.ru/ege_po_obshestvoznaniu/teoriya/obshestvennyi_progress

Наше здоровья
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: