Сценарий жизни Вашего ребенка

Что такое сценарий жизни? Можно ли его

Сценарий жизни Вашего ребенка

Жизненные сценарии — это одно из интереснейших понятий в психологии.

Вам кажется, что вы сами принимаете решения, вы осознанный свободный человек. Так ли это на самом деле?

На самом деле, мы все находимся в рамках своих сценариев, где примерно 80% всё предопределено и только 20% — свобода воли. Наша свобода — это только свобода в рамках нашего сценария.

Сценарий жизни — это наш неосознанный план жизни. Это наши стратегии поведения, модели, когда и как нам себя вести, как реагировать на ту или иную ситуацию, какие решения принимать, какой выбор делать.

Все эти модели поведения заблаговременно прописаны в нашем бессознательном.

Мы сначала реагируем, потом думаем, почему так поступили? Хотите вы того или не хотите, но сценарий на глубинном уровне неумолимо ведёт вас по своему пути.

Если вы понимаете, что в вашей жизни что-то идёт не так, и уж тем более, если замечаете повторяющиеся события, вы, как тот пони, всё “бежит по кругу”, вам хочется изменить это, выйти из замкнутого круга, то очень рекомендую обратить внимание на тему жизненных сценариев.

У сценария может быть несколько сюжетных линий, они могут касаться вашего здоровья, финансового благополучия, межличностных отношений: родители-дети, муж-жена, я и друзья, коллеги.

В сценарии могут быть заложены разные стратегии поведений: как выжить? Как справляться с трудностями? Избегания последствий поступков, ответственности, реагирования на те или иные события, участие в политике, социальная активность и т.д.

Сценарий — это то же, что и судьба. От себя и судьбы не убежишь. Куда бы человек не уехал, себя он всё равно возьмёт с собой. В какой бы чудесной стране ни оказался, его сценарий будет с ним.

Если у женщины сценарий быть женой алкоголика, то она даже в самой малопьющей стране найдёт себе мужа-алкоголика.

Если мужчина по сценарию “никогда” не достигает успеха, то и в жизни он его не достигнет.

Понятие жизненного сценария было предложено известным психологом Эриком Берном. Он определил жизненный сценарий как “неосознанный план жизни”.

Позже, в книге “Что вы делаете после того, как сказали “привет”, он дал более полное определение: “План жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала”.

Сценарий обусловлен не только внешними факторами вроде влияния родителей и окружающей среды, но и от характера и особенностей самого ребёнка, его выбора, его темперамента и т.д.

Иными словами, ребёнок решает (часто ему помогают решить), каким будет план его жизни. Из этого следует, что, даже воспитываясь в одних и тех же условиях, разные дети могут принять разные решения. В этом случае Берн приводил случай с двумя братьями, которым мать говорила, что оба они “кончат жизнь в психушке”. Впоследствии один из них стал пациентом лечебницы, другой стал психиатром.

Сценарий начинает формироваться уже в раннем возрасте. Сначала формируется Я-концепция, ядро личности, базовые представления о себе, самоидентификация: кто я? Какой я? Я хороший или Я плохой?

Затем формируется понимание других: какие они? Они плохие или хорошие (имеются в виду значимые для малыша люди: мама, папа, родственники, няни и т.д.), те, кто заботится обо мне? От того, как они за ним ухаживают, т.е. удовлетворяя его базовые потребности, дают ему надёжную опору для последующего познания мира, это позволяют ребёнку чувствовать себя в безопасности.

В первые годы жизни ребёнок беспомощен и полностью зависит от мамы, которая ухаживает за ним, распознаёт его потребности, удовлетворяет их. Окружающий мир ребёнок воспринимает тоже через маму, её психологическое состояние, настрой мамы, её эмоции. Если мама ровная, спокойна, уверенная, то и ребёнок тоже спокоен, у него вырабатывается базовое доверие миру. Мир безопасен и комфортен.

На втором-третьем году жизни ребёнок выбирает одну из этих базовых установок и начинает строить в соответствии с этим свой жизненный сценарий. От этих установок зависит, будет ли это сценарий Победителя по жизни или это сценарий Побеждённого, будет ли это сценарий счастливого и эффективного человека или сценарий человека несчастного, зависящего от обстоятельств.

4 базовые жизненные позиции

Эрик Берн выделил четыре главных (базовые) установки по отношению к себе и другим, влияющие на наше мировоззрение и поведение:

  • Я хороший — Ты хороший. Эта установка взрослой, зрелой, гармоничной личности, уверенной в себе, способной уважать себя и других, дарить любовь себе и окружающим. Сценарий порождает счастье.
  • Я хороший — Ты плохой. Гордыня. Исключительность. Нарцисизм. Мне все должны. Это практически криминальная жизненная установка, попытка залечить нанесённые раны в детстве. Ребёнок приходит к выводу от том, что не он плохой, а все окружающие — плохие. Подрастая, он сам даёт сдачи и даже нападает первым. Он становится коварным, грубым и жестоким. Объектами насилия такого человека становятся обычно более младшие и слабые. Нередко насилие над животными. Сценарий порождает гордыню. Антисоциальное поведение.
  • Я плохой — Ты хороший. Это самая древняя установка, ведь без поддержки младенец просто не выживет, а из многих фактов собственного дискомфорта и зависимости длительное время от взрослых и более сильных складывается впечатление о себе, как о неблагополучном. Такой человек всю жизнь может ощущать себя во власти других людей, обстоятельств, испытывая постоянную потребность в одобрении. Сценарий порождает зависимое поведение. Зависть. Печаль.
  • Я плохой — Ты плохой. Установка фаталиста, циника. Он не знает счастья и не верит в него. Такая установка формируется, когда ребёнок не получает тепла и заботы, одобрения, а только наказания. Сценарий порождает безнадёжность, асоциальность.

В те же ранние годы ребёнок определяет и финал своего сценария.

Раньше считалось, что это формируется к 4-м годам, но, по данным последних исследований, ребёнок прогнозирует то, как он закончит свою жизнь, до года! Будет ли это долгая спокойная жизнь или это бурная жизнь с трагическим концом.

По Аристотелю, трагедия состоит из 3-х частей: завязка, кульминация и катастрофа. Главный герой трагедии — это человек хороший, но запутавшийся, совершающий ошибки. Он слепо идёт по жизни, выполняя предписания других людей, что приводит его к саморазрушению.

Затем под финал формируется и сам сценарий, т.е. то, как человек будет жить, чтобы прийти к такому финалу? Подбираются люди (статисты или так называемые сценарные партнёры), подбираются ситуация, сцены и мизансцены.

А сейчас небольшое упражнение, которое немного поможет приоткрыть тайну вашего сценария. Посмотрите на свою жизнь со стороны: младенчество, детство, юность, взрослые годы от 20 до 30, от 30 до 40 и т.д. Охарактеризуйте одним, двумя словами каждый период.

Если бы вы могли написать о жизни этого человека, т.е. себя, то как бы вы назвали это произведение? Что бы это было: роман, трагедия, драма, эпопея, экшен, мыльная опера, детектив, приключения и т.д.

? Какой финал у этого произведения? Какой главный герой, его цели и мотивы?

Из чего складывается жизненный сценарий?

У каждого из нас есть свой уникальный жизненный сценарий, он состоит из множества вариантов и сочетаний родительских предписаний, запретов, моделей поведения, жизненных позиций, правил, установок и ценностей, выбора и принятых решений.

Почему сценарии работают?

  1. Сила аффирмаций. Сила родительского программирования. Если повторять человеку (особенно ребёнку) что-то много раз, то он в это поверит, это станет частью его самого, его самооценки.
  2. Сила личного примера. Есть вещи более тонкие и менее осознаваемые. Например, модели поведения. Представьте, что вы целый год смотрите один и тот же спектакль, уже через месяц вы будете знать все роли наизусть. И если один из актёров на сцене забудет текст или заболеет, вы с лёгкостью его замените и с лёгкостью сыграете его роль.
  3. Антисценарий. Иногда человек принимает решение делать всё наоборот, не так, как родители. Часто это может приносить пользу, но тут важно помнить, что гораздо лучше жить не вопреки чему-то или кому-то и не по принципу “как-нибудь, лишь бы не так как у родителей”, а соответственно ситуации.

Можно ли изменить свой жизненный сценарий?

Сценарий, как мы выяснили, начинается с принятия решения в очень раннем возрасте, на основе данных, доступных в то время. Вы стали уже взрослым человеком, нужны вам ваши детские стратегии и решения? Не устарели ли они? Они сейчас приносят вам больше пользу или вред?

Сценарий — это стратегия выживания, адаптации в определённых условиях. Это семейная обстановка, стиль воспитания, атмосфера в семье, родительские установки и предписания. Это влияние окружения, школы, друзей, культурной среды, в которой рос человек. Можно слепо следовать своему сценарию, а можно принять новое решение и выйти из замкнутого круга.

Первый шаг — это осознать свой сценарий, свои сюжетные линии.

Второй шаг — это понять свои драйвера, запускающие сценарий, тип сценарного процесса, свои ограничения, условия, при которых он разворачивается и работает.

Третий шаг — это “переписать” его заново или внести коррективы.

Сценарный анализ — один из способов, помогающих человеку посмотреть на свою жизнь со стороны. Дальше каждый решает сам — нужно ему что-то менять или нет.

Можно продолжать играть всё ту же роль, если сценарий вполне устраивает, а можно взять на себя режиссёрские функции — перестроить мизансцены, а то и вовсе поставить новый спектакль с другим сюжетом.

При этом важно понимать, что для изменения своего сценария придётся потрудиться, и именно от вашей готовности изменить свою жизнь зависит результат.

Кому-то на это понадобиться много времени, кому-то меньше, но если есть желание и мотивация, то совершенно точно любой сценарий можно изменить. Тем более на сегодняшний день у психологов в распоряжении имеется много разных инструментов, позволяющих достаточно за короткое время получить отличные результаты.

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/chto_takoe_scenariy_zhizni_mozhno_li_ego_perepisat/

Родительский сценарий жизни: почему дети повторяют родителей

Сценарий жизни Вашего ребенка

Многие знают, что модель поведения родителя своего пола ребенок запоминает, усваивает, а повзрослев и создав собственную семью, автоматически воспроизводит. Но часто переносится не только модель поведения одного из родителей, а весь сценарий семьи. Как сценарий родительской семьи влияет на формирование собственной, личной и семейной жизни?

Почему дети повторяют родителей

Каков бы ни был сценарий семьи, модели поведения отца, матери и характер их взаимоотношений, ребенком они воспринимаются и откладываются на бессознательном уровне как естественные и единственно возможные, как нормальные, даже если они объективно далеко не нормальны.

Вот почему взрослые люди повторяют поведение родителя своего пола, даже если в детстве, да и во взрослом возрасте, считали его неправильным. Да, так вести себя нельзя (почему нельзя понятно по проблемам, наблюдающимся в родительской семье), но как по-другому себя вести – непонятно!

Никто не учил, как строить счастливую семью, как успешно решать конфликты, что значит быть хорошим мужем/женой, как правильно воспитывать детей и так далее. Зато родители все это показывали ребенку на своем примере. Другие примеры, хоть и существуют, но не принимаются как возможные.

К примеру, девочка в детстве не хотела быть как мама (если только модель поведения матери не была действительно достойной подражания), но взрослея, находит себе мужа, похожего на папу, а потом все больше начинает напоминать себе свою маму. Она просто не знает другой модели поведения и воспроизводит имеющуюся у нее модель неосознанно.

Вариант взаимоотношения родителей, ставший естественным, откладывается на бессознательном уровне в виде приоритетного способа мышления, общения и поведения в семье, в виде стереотипов, традиций, семейных мифов.

Типы семейных сценариев

Польский психотерапевт В. Яцек предложил следующую классификацию семейных сценариев:

  1. Патриархальный. Это классический вариант, когда женщина домохозяйка, а мужчина зарабатывает деньги. Муж – глава семьи, он принимает решения, жена и дети подчиняются. Женщина в такой семье может работать и тоже зарабатывать деньги, но несомненным приоритетом для нее остается семья.
  2. Партнерский. В семье демократия, принято договариваться, обсуждать проблемы и совместно принимать решения. У всех равные права и обязанности. Работают обычно и муж и жена (иногда имеют раздельный бюджет). Домашние хлопоты разделяются между всеми членами семьи, часто на помощь приходят бабушки, няни, домработницы. В такой семье все стремятся к самореализации. Иногда такой сценарий трансформируется в матриархальный.
  3. Матриархальный. В этой семье главная женщина. Она сильная, активная, целеустремленная, амбициозная, властная. Если еще и мудрая, создает видимость что главный – муж, по факту продолжая главенствовать. Муж в такой семье «домашний», совсем не карьерист. Он больше матери заботится о детях, воспитывает их и нянчится (может уйти в декретный отпуск вместо жены). Хотя работают, как правило, оба супруга, мужчина зарабатывает меньше или его дело не считается в семье важным (Вот мама работает! Это да!).
  4. Домашний. Романтичный вариант, когда супруги создают свое «гнездышко» и живут только им и только для него. Ни мужу ни жене не нужны социальные высоты, карьера, друзья и весь внешний мир! Окружающие им только мешают! Такие супруги, как правило, люди чувствительные, тонкие, интеллигентные, многогранные личности, им хватает друг друга с головой. Они друг для друга и мама/папа, и брат с сестрой, и лучшие друзья. Взаимная любовь – источник жизненной энергии, домашний уют – главная потребность. О детях такие супруги заботятся совместно и очень их любят.
  5. Вдохновляющий. Женщина в такой семье Муза. Мужчина – глава семьи, успешный и реализовавшийся в жизни именно благодаря своей жене-Музе. Она вдохновляет его, поскольку подталкивает к развитию и сама самосовершенствуется. Это очень общительные супруги, у них много друзей, они часто приглашают и сами ходят в гости, любят бывать на публике. Муза бывает прекрасной матерью, так как стремится заслужить восхищение и в этом деле.

Внимание! Нет плохих или хороших сценариев! Каждый из них может для конкретной семьи стать как лучшим, так и худшим. К примеру, для кого-то патриархальная семья источник счастья, а для кого-то – глубокая, тяготящая проблема. Тот сценарий, который устраивает обоих супругов и позволяет сохранять семью, и есть лучший. Важно понять, в каком сценарии комфортно обоим.

Проработка сценария родительской семьи

Сценарий жизни родительской семьи одного из супругов начинает воспроизводиться им во взрослой жизни, в длительных отношениях (сожительстве или браке), то есть когда союз двух людей уже можно назвать семейным.

Нужно понимать, что любые свои семейные конфликты намного эффективнее и правильнее решать, возвращаясь к воспоминаниям о родительской семье, о детстве. Иначе, затрагивая только свои личные, насущные проблемы и решая их, человек лишь избавляется от «вершины айсберга», основной массив оставляя неосознаваемым.

Семейные конфликты решаются только в паре «муж-жена». Грамотный семейный психолог всегда интересуется тем, как и чем жила родительская семья каждого из супругов, пришедших на консультацию. Если к психологу придет только муж или только жена, результат будет, но намного меньший, чем когда приходят оба.

Психолог дает клиенту, испытывающему проблемы в семейной жизни, необходимые ему знания, помогает найти источники проблемы, внутренние и внешние ресурсы, которые помогут ее решить, но не решает проблемы за клиента!

Психолог помогает осознать сценарий родительской семьи и принять решение отказаться от деструктивной его части. Пока сценарий не осознан, он силен, управляет личностью, не «подключая» сознание.

Полностью отказаться от сценария родительской семьи не получится, позитивные его стороны оставлять следует. Но на то человеку и дан разум, чтобы не только копировать чужое, но и творить свое, новое.

Личность формируется не только под влиянием родителей и в результате воспитания. На нее оказывают влияние социум, положение в стране, личный опыт и знания, профессия, мировоззрение, самовоспитание и многое другое.

После осознания родительского сценария, важно сознательно сконструировать и начать применять на практике лучший для своей семьи, собственный сценарий.

Нет ничего зазорного в том, чтобы позволить себе отказаться от типа поведения родителей и перейти к тому, который представляется правильным, исходя из личного опыта и приобретенных знаний.

[sc name=»Adsense»]

Бывает так, что после осознания одним из партнеров слепого следования родительскому сценарию и отказа от него, в семье начинает воспроизводиться сценарий родительской семьи второго партнера. Вот почему еще мужу и жене так важно совместно поработать над установлением правил и порядков в своей семье.

Новая семья – новые правила

Психолог, несомненно, поможет разобраться с тем, как сценарий родительской семьи влияет на формирование собственной семьи клиента. Но с этой задачей можно постараться и реально справиться самостоятельно.

Чтобы избавиться от негативных последствий следования сценарию родительской семьи, нужно:

  1. Обнаружить внутренние установки и убеждения относительно семьи. Они, как правило, выражены во фразах, которые часто повторяли родители в детстве и в типичных для них способах реагирования и поведения. Все ли они верны, актуальны, полезны в настоящее время, в новой семье? Какие из них оказывают негативнее влияние, а какие позитивное?
  2. Отказаться от ложных, устаревших, негативно влияющих на жизнь родительских установок и типов поведения. Позитивные и добрые традиции сохранить.
  3. Сформулировать свои, новые и правильные ценности, правила, цели. Важно чтобы они сочетались с мировоззрением партнера и были приняты им, а также другими членами семьи.
  4. Контролировать свое поведение. Пресекать неверные способы взаимодействия, культивировать новые, ведущие к семейному благополучию.

При формировании собственного гармоничного внутреннего порядка семьи, нужно учитывать, что психология мужчин, женщин и детей различается. Достичь полного согласия, не понимая различий в привычках, вкусах, желаниях и потребностях друг друга, сложно.

За качество отношений в равной степени отвечают оба партнера, независимо от сценария. Только желание понять друг друга и построить счастливую семью подскажет,  какой сценарий создавать.

Рекомендуем ознакомиться со статьей «Принципы дружной семьи».

[wpsp id=»4584″]

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

Источник: https://ourmind.ru/scenarij-roditelskoj-semi-vliyanie-i-posledstviya

Сценарий жизни Вашего ребенка

Сценарий жизни Вашего ребенка

Э.Берн – ученик Фрейда, поэтому он уделяет пристальное внимание первым годам жизни ребенка. В начале жизненного пути формируется базовое доверие или недоверие к миру, и ребенок делает (не сознательно) выводы по двум параметрам:

Оценка самого себя.
Оценка родителей и окружающего социального мира.

Вариантов ответа четыре:

Оба параметра положительные. Это лучший вариант – «первичный протокол победителя». Формируется здоровая, сильная личность.Человек оценивает себя положительно, а окружение – отрицательно. Так возникают семейные деспоты. Те, кто любит советовать всем и всегда, потом обижаются, когда их советам не следуют. Те, кто определяет своих детей и родителей на попечение государства.

Крайняя степень такого сценария дает миру – убийц. Ведь у таких людей всегда виноваты другие.Человек себя оценивает отрицательно, других – положительно. Это психология неудачника и того, кто практикует постоянное самоуничижение. Печально, но люди, жалеющие себя, передают такое поведение своим детям.

«Я плохой и ничего не стою» — это мышление, которое экстраполируется на все сферы жизни человека.

Человек себя оценивает отрицательно, других – тоже отрицательно. Психология, которая ведет в непроглядной безнадежности. В жизни человека все возможности окрашены в черный цвет.

Таково в общем виде формирование жизненных сценариев. За них отвечают два фактора, которые влияют на развитие у человека того или иного миропонимания.

Основные жизненные сценарии (виды)

Не стоит пугаться, жизнь многообразнее мнений о ней. Человеческое существование никогда не вписывается полностью даже в самую разработанную и подробную теоретическую схему. Однако теории нужны опорные точки, и у Берна они есть. Итак, основные жизненные сценарии следующие:

Победители. Американский психолог признает победителями тех людей, у которых исправен механизм целеполагания и есть воля к достижению поставленных задач.Непобедители. Им на роду написано добывать хлеб потом и кровью.

Но такой образ жизни не принесет им победы. Их удел – оставаться на том же уровне. Причем они и не хотят ни выше, ни ниже. Этот тот тип, который в публицистике называется «обывателем».

Непобедители законопослушны и довольны своей «жизнью, женой и работой».

Неудачники. Это те, которые вечно и всем недовольны. Сколько бы такой человек ни заработал, чего бы ни достиг, он будет в психологическом смысле на самом дне. Опасность в том, что если такие субъекты падают, то они тянут за собой окружающих.

Примечательно, что середина списка (непобедители) доставляет обществу меньше всего хлопот. А крайности тревожат социум. Одни (победители) в позитивном смысле, другие (неудачники) в негативном.

Основные жизненные сценарии узнать не так уж трудно, если наблюдать за людьми.

Победители говорят: «Сегодня я ошибся, но завтра я не промахнусь».Непобедители говорят: «Да, я доспутил ошибку, но могло бы быть и хуже. По крайней мере я…»

Неудачники говорят: «Я бы сделал это, но…», «я бы мог, но…». Главное здесь – сослагательное наклонение и бездействие.

Раннее детство и формирование жизненного сценария личности. Элементы сценария

Сценарий состоит из 7 компонентов:

Финал. В самом раннем детстве, когда человеку родители говорят в гневе обидные или злые слова, его символически обрекают на «проклятие» — трагический исход. Если мать сравнивает ребенка с алкоголиком-мужем – она провоцирует зависимость сына или дочери.

Когда же родители действуют обратным образом (говорят добрые слова и хвалят ребенка) – они программируют успешный сценарий.Предписание. Это система запретов и разрешений.

Они разделяются на степени: а) социально приемлемые и допустимые – «веди себя как следует», «тебе не стоит хвастать», б) жестокие и чрезмерные – «не говори лишнего», «не рассказывай матери», в) грубые приказы и произвольные запреты. Сводятся такие предписания к обычной неоправданной грубости «Оставь меня!», «Не высовывайся», «Не якай».

Третий тип предписаний создает неудачников и действует как «проклятие».Провокация узнается там, где родители сознательно или бессознательно одобряют вредные привычки. В итоге ребенок превращается в наркомана или алкоголика.

А случается и так, что родители «неудачно шутят» над ребенком, называя его «придурком», «дурачком» или обнажая перед ним друге его слабые стороны. Взрослые не понимают: они строят для чада рельсы, которые привезут его не туда.

Нравственные постулаты – это те опознавательные знаки, по которым человек ориентируется в моральном измерении своей жизни, считает ее «правильной» или «неправильной». Моральные догмы закладывают родители. «Учись хорошо», «Работай усердно». Каждый сам вспомнит не один десяток таких «нравоучений». Плохо тогда, когда постулаты перемежаются с провокацией.

В таком случае снова человек может свернуть не туда.Пример родителей служит человеку наглядным образцом, как надо себя вести и на что рассчитывать. Мамы ориентируют поведение девочек, а образ отца влияет на выбор профессии мальчика. Кроме того, пример родителей иллюстрирует то, чему они учат, если существует разрыв между делами и словами ближайших предков, то сценарий ребенку не обещает ничего хорошего.Сценарный импульс. Это протест против слишком детализированного сценария. Если родители стремятся чрезмерно управлять ребенком, возникает импульс, направленный против излишнего наставничества.

Антисценарий или внутреннее освобождение. Если жизнь человека складывается неудачно, то он откладывает реализацию своих возможностей на будущее время, например, на возраст после 40. И это нередко освобождает от власти сценария.

Функции элементов не одинаковы. Пункты 1, 2, 3 управляют сценарием, а остальные составляющие могут использоваться против программирования судьбы родителями.

Так связаны между собой раннее детство и формирование жизненного сценария личности.

Как изменить жизненный сценарий?

Как высококвалифицированный психолог и человек, которому нужно зарабатывать на жизнь, Э.Берн утверждает: сценарий распознается только сторонним наблюдателем – психотерапевтом. Но есть четыре вопроса, помогающие человеку приоткрыть дверь в тайну своей судьбы.

Какую фразу любят повторять ваши родители? Честный ответ позволяет понять, как расколдовать сценарий.Как жили ваши родители? Ответ дает понимание того, что в человеке личного, а что родительского, навязанного.Главный запрет родителей? Если человек ответит на этот вопрос, то поймет границы собственного сценария, а также, возможно, найдет ключ к тому, что его мучит.

Какие поступки или поведение одобрялось родителями или радовало их? Ответ дает ключ к пониманию того, как человек отреагировал на родительские предписания.

Э. Берн, чтобы проиллюстрировать последний пункт, приводит пример человека, который спился, потому что родители ему все время говорили: «Не думай!».

При ответе на вопрос, как изменить жизненный сценарий, нужно помнить, что первый шаг к освобождению в осознании «театральности» собственного существования. Если человек будет знать виды сценариев, их элементы, а также «волшебные» вопросы, то он сможет «расколдовать» свою судьбу.

Жизненный сценарий: Кто на самом деле управляет вашей жизнью?

Сценарий жизни Вашего ребенка

Изречение, что каждый человек является хозяином своей судьбы, можно подвергнуть сомнению. С раннего детства многие факторы определяют ход нашей жизни и ее перспективные направления. Как быть, если жизнь пошла по негативному сценарию? Кто виноват и можно ли это исправить?

Ежедневно мы делаем великое множество выборов. Мы решаем, какую одежду нам надеть, поехать на работу на автобусе или прогуляться пешком, выбираем завтрак, покупки, будущее.

Чем глобальнее этот выбор, тем сложнее его сделать и тем не свободнее мы в выборе. Мы думаем, что сами выбираем супруга, профессию, место работы, образ жизни…Однако, мы, не замечая того, следуем какому-то сценарию.

Кем он написан? Реально ли его переписать и изменить ход жизни?  

1.Рождение сценария 

Сценарий нашей жизни зарождается еще до нашего появления на свет. Это происходит, когда наша юная мама представляет, что ее будущая дочь непременно будет известной журналисткой, или папа с малых лет грезит о собственной финансовой империи.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Это происходит, когда нас называют в честь каких-то родственников, знаменательных событий или легендарных личностей – груз такого имени сопутствует человеку на протяжении всей его жизни.

В первые 5 лет жизни пишутся важные страницы сценария.

С этих лет ребенок предполагает, сколько ему будет лет, когда он женится (выйдет замуж), сколько у него будет детей, убежден, что следует (не следует) упорно учиться, работать, как мужчине положено относиться к даме (и наоборот).

Именно тогда формируются пристрастия, которым он будет верен всю жизнь, – любовь к музыке, литературе, футболу. Это происходит не столько «теоретически», сколько из поведения взрослых.

Еще одним источником изучения жизненных ролей выступает отношение старших и сверстников к ребенку. Дети, которые были окружены любовью, в которых верили, как правило, добиваются определенного успеха в будущей жизни.

А постоянные упреки, уничижения, сравнения с другими (более старательными, аккуратными, умными) детьми могут оставить негативный отпечаток на все, что будет происходить с ним.

С течением времени к сценарию добавляются новые страницы.

В младшей школе ребенок овладевает ролью отличника/двоечника, в подростковом возрасте – идентифицирует собственную профессиональную компетентность, роль в обществе (лидер/ведомый), в юношеском – умение любить, строить личные взаимоотношения.

К 21 году жизни сценарий, как правило, завершен. Можно ли его изменить? Для начала обратимся к его «авторам»: поведение родителей – мощный фактор, определяющий модель семьи и отношение к обществу, работает по принципу черное-белое: когда родительский опыт негативный, то «я таким не буду», в прочих случаях идентичность поведения детей и родителей удивительна.

Родительские установки в отношении ребенка – другой значимый фактор, который предполагает успешность в жизни по принципу «я состоятелен настолько, насколько верят в меня родители». 

2. Последствия и продолжение 

Приблизительно к 21 году жизни у нас формируется более-менее четкое представление о том, что мы из себя представляем, откуда и куда направляемся. До 28 лет сценарий видоизменяется под действием ключевых событий – вступления в брак, появления на свет детей, сдвигов в карьере.

Не всем дается возможность изменить неблагоприятные установки и «выровнять» сценарий. Двигаясь от одной жизненной неудачи к другой, человек становится фаталистом и начинает воспринимать поражения как нечто неизбежное.

Однако, именно в этом возрасте имеет место важное явление – сценарий становится «вашим». 

А теперь обратимся к науке генетике. Ученые-генетики считают, что имеются специальные гены, отвечающие за тягу к воровству, всякого рода зависимости и прочие неблагоприятные явления. 

Психологи же предлагают собственную версию подобного «наследства». Гипотеза базируется именно на наличии жизненных сценариев. В этой связи существует специальный метод исследования первых детских воспоминаний.

Последний заключается вот в чем:

1. Вспомните собственное наиболее раннее воспоминание детства. Если вы сомневаетесь в достоверности данного воспоминания, и кажется, что оно вполне может быть просто фантазией, ничего страшного. Главное – это должно быть то, что вы сами припоминаете, а не рассказанное кем-то.

Подписывайтесь на Эконет в Pinterest!

2. Когда воспоминание идентифицировано, нужно сосредоточить на нем. Прокрутить его в мыслях, акцентировать внимание на деталях. Приблизительно определить, в каком вы были возрасте и где все происходило.

3. А теперь необходимо ответить на вопросы: Кто главный взрослый в этом воспоминании и какую роль он играет? Каковы ваши желания в указанном воспоминании и в какой степени они были удовлетворены? Имеется ли у вас определенная цель и кто помогает ее достичь? Какова ключевая эмоция владеет воспоминанием?

Интерпретация данного воспоминания: Взрослый – это личность, которая максимально влияла на создание вашего сценария жизни. Это тот, чьи установки были непреложными, чье мнение о вас выступало основой для построения мнения о себе. Желание, эмоция, цель – воплощают ваши жизненные потребности, то, к чему вы станете в перспективе стремиться и какими эмоциями наполнять жизнь. 

В каждом сценарии заложены свои, индивидуальные проблемы. Сценарии – это судьбы, которые мы пишем собственноручно. 

Существует хороший способ разорвать сценарий там, где он идет в нежелательном направлении, и переписать, изменить продолжение. 

Пошаговая инструкция по изменению неблагоприятного сценария

Необходимо подумать, имеют ли место в вашей жизни нежелательные события/ситуации, повторяющиеся систематически или долгое время продолжающиеся. Теперь следует разобраться, что вам дает конкретная неблагоприятная ситуация. Даже, если происходящее приносит проблемы, трудности и переживания, для чего-то вам это необходимо.

В психологической науке существует термин «вторичная выгода» – то есть неявная польза конкретной, нередко отрицательно окрашенной ситуации. Такая польза как правило не понята субъектом, однако, она не позволяет «разорвать круг».

Принять мысль, что есть определенные преимущества у отрицательных на первый взгляд событий, довольно трудно.

По этой причине предлагаем ряд вопросов, на которые полезно ответить: Что хорошего заключается в том, что это имеет место? Что заключается плохого в том, что это имеет место? Что изменилось бы в лучшую сторону в жизни, если бы этого не было? Что изменилось бы в худшую сторону в жизни, если бы этого не было? А теперь пришло время подумать, готовы ли вы что-то изменить. Вообразите, что до этого момента вы жили, выполняли определенные социальные роли. И вы привыкли к тому, что так живете, возникают сомнения и колебания. Стоит ли что-то менять? 

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Следующий шаг – разобраться, почему все происходит именно таким образом, иначе говоря, кто и когда написал данную страницу в ваш сценарий. Постарайтесь припомнить, в какое время замкнулся этот круг, когда была запущена вереница событий.

Когда вы решили – или кто-то решил за вас – не быть удачливой, уверенной в себе, упорной…   Кардинально изменить собственную жизнь и сценарий (тем более, когда сценарий родительский) крайне сложно. Но осуществить некоторую коррекцию – реально. Дайте ответ на вопрос – что именно вы делаете для того, чтобы данная ситуация продолжалась дальше (повторялась).

Ведь это именно вы позволяете происходить конкретным событиям. Вы действуете или бездействуете, однако, в любом случае вы осуществляете свой выбор. 

Заключительный шаг – понять, что необходимо делать (или наоборот, не делать) для того, чтоб задать своей жизни желательное, более благоприятное направление.

Наш жизненный сценарий уже заложен до 21 года (об этом говорилось выше).

Но рассмотрев его беспристрастно, с самого начала, вы можете анализировать нежелательные явления, подыскивать пути решения и строить жизнь в соответствии со своими желаниями, интересами и стремлениями.опубликовано econet.ru.

фото ©Родни Смит

Подписывайтесь на наш канал!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/zhiznennyy-stsenariy-kto-na-samom-dele-upravlyaet-vashey-zhiznyu

Наше здоровья
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: