Сенситивные периоды развития ребенка

Содержание
  1. Восприимчивость ребенка к обучению в сенситивный период развития
  2. Что такое «сенситивный период»
  3. Техника Монтессори
  4. Периоды развития
  5. Языковой феномен у малышей
  6. Наилучшее время для психического развития
  7. Сенситивные периоды физического развития
  8. Время для развития речи
  9. Сензитивный период развития ребенка: что это и как использовать?
  10. Определение
  11. О роли и значении для родителей
  12. Периодизация
  13. Период развития речи
  14. Восприятие порядка
  15. Сенсорное развитие
  16. Восприятие небольших предметов
  17. Развитие действий и движений
  18. Развитие социальных навыков
  19. Как применять свои знания?
  20. Сензитивные периоды развития ребенка
  21. Сензитивные периоды развития
  22. Зачем нужны знания о сензитивных периодах развития малыша?
  23. Сензитивный период развития речи
  24. Что это значит?
  25. Сензитивный период восприятия порядка
  26. Сензитивный период сенсорного развития
  27. Сензитивный период восприятия маленьких предметов
  28. Сензитивный период развития движений и действий
  29. Сензитивный период развития социальных навыков

Восприимчивость ребенка к обучению в сенситивный период развития

Сенситивные периоды развития ребенка

Вы замечали, как хорошо маленькие дети запоминают информацию? Они могут пересказать сказку почти что слово в слово. Движения танца или иностранный язык – все схватывается на лету. Вы с тоской вспомните про это время, когда в первом классе ваш малыш часами будет зубрить стихи. Поэтому период времени, когда все дается так легко, нужно использовать правильно.

Существуют особые, сенситивные периоды развития ребенка. В такой момент важно сосредоточиться на его правильном обучении. Конечно, работать с детьми нужно по особой технологии.

Тогда активизируются те участки мозга, которые отвечают за понимание, запоминание и легкое обучение.

Вы удивитесь, какие успехи будет делать ваш малыш! В раннем возрасте учеба похожа на игру, так что ему понравится такой вид занятий.

Что такое «сенситивный период»

Психологи доказали, что маленькие дети очень восприимчивы к обучению, особенно в определенные моменты жизни. В такие моменты создаются почти идеальные условия для того, чтобы развивалась наша психика. Такие же периоды существуют и для физического развития. Главное – не упустить их.

Например, от 1,5 года до 3 лет — сенситивный период развития речи. Если в это время способствовать обучению малыша, то не будет никаких проблем и задержек в развитии. Он быстро усвоит новое, ведь сейчас его психика сосредоточена именно на речи.

В этот период у него есть потребность в выражении своих чувств и общении с другими людьми.

В основе сенситивного подхода к обучению лежит очень простая закономерность. В определенном возрасте психика особо чувствительна к изменениям внешней среды и поддается влиянию. Конечно, для каждого ребенка это индивидуально.

Кто-то начинает говорить раньше, кто-то чуть позже, но сконцентрироваться нужно именно на том времени, когда потребность мозга в речи возрастает. Точно так же с иностранными языками, развитием логики, мышления и воображения.

В сенситивный период психика ребенка способна подстраиваться под новые обстоятельства без трудностей.

Сенситивные периоды охватывают все сферы развития ребенка. Они существуют для того, чтобы подготовить его к будущей взрослой жизни. Ученые считают, что после 8-10 лет существуют другие, уже взрослые сенситивные периоды.

Пока еще тяжело определить их точно, ведь развитие взрослого человека идет значительно медленнее, а коридор для нового навыка становится гораздо уже.

Но разве это мешает узнавать новое? Человек учится всю жизнь, так что, возможно, скоро мы сможем делать это в разы эффективнее.

Техника Монтессори

Существует известная техника для раннего развития. Ее основатель — Мария Монтессори. Эта женщина родом из 19 века, но до сих пор ее система обучения малышей признается одной из лучших.

Эффективность ее в том, что знания подаются в простой игровой форме и именно тогда, когда мозг готов их принять.

Сенситивные периоды используются для обучения речи, письму, математике, творческой деятельности и спорту.

Уникальность системы Монтессори в том, что ребенок обучается практически сам.

Не к этому ли мы стремимся? Заинтересовать малыша, предложить ему все необходимое для занятий и наблюдать, как он сам познает новое, получает знания. Главное, что это желанный процесс.

Ребенок учится на собственном опыте. Вся техника основана на том, что личность «строит» себя сама. Малыш сам выбирает занятия, которые ему по душе.

Монтессори наблюдала за детьми и выяснила, что до 7-8 лет их мозг работает на «впитывание» информации. Не всегда ребенок запоминает важное, но всегда то, что ему интересно. Все зависит от правильной подачи материала.

Любой урок можно сделать захватывающим, интересным. Тогда автоматически мозг ребенка эти знания систематизирует как полезные. В правильный момент времени получить полезный опыт — бесценно для развития личности.

А эти самые правильные моменты и есть сенситивные периоды.

Периоды развития

Психологи разбили первые 10 лет жизни ребенка на 5 основных сенситивных периодов. Возраст везде дан приблизительный (+1-2 месяца), ведь все дети индивидуальны.

  • 1,5-3 года. Время для пополнения словарного запаса. В этот период предлагается подключить еще один язык для изучения. Это совершенно не запутает ребенка, а, наоборот, поможет систематизировать знания.
  • 3-4 года. Осознанный период. Ребенок начинает задумываться, готовится к письму как к еще одному способу выразить собственное «я».
  • 4-5 лет. Интерес к форме и размерам предметов, их качественным различиям. Сейчас активно развивается логическое мышление – можно подключать занятия математикой или музыкой.
  • 5-6 лет. Развитие физических возможностей, интерес к спорту.
  • 8-9 лет. Время для воображения и творческой деятельности. Еще один пик развития способностей к изучению языков.

Использовать это время или нет — зависит в первую очередь от желания родителей. Не все знают о технике правильного развития детей, но большинство родителей уже согласились: сенситивные периоды действительно приносят свои плоды, если активно заниматься.

Не стоит перегружать малыша. Если вы видите, что ему сейчас тяжело по каким-то причинам, то лучше дайте ему время. Например, при адаптации к детскому саду или начальной школе. Это время не всегда простое, особенно для тех деток, которые отличаются интровертностью.

Языковой феномен у малышей

С самого детства мы слышим слова – чаще всего на родном языке. Язык мы не знаем – мы выучиваем его благодаря тому, что слышим каждый день. У нас есть пример произношения всех букв, слогов и звуков. Мозг формирует языковой центр родного языка.

Мы не задумываемся о том, как говорим на нем. Затем уже взрослый человек, пусть даже лет в 16-17, начинает учить другой язык. Что происходит? Наш мозг пытается впихнуть его в тот же центр, отвечающий за родную речь.

Нам тяжело, ведь приходится отделять один язык от другого.

Если начинать учить язык рано, пока еще не сформировался полностью центр родного языка, малышу будет гораздо легче. В период 1,5-3 лет возможны настоящие языковые чудеса. Дело в том, что в этом возрасте мозг сформирует два языковых центра.

Для родного языка один, а для иностранного — другой. Чудо в том, что даже если вы учите два языка параллельно, то для каждого из них наш мозг найдет место. А это значит, что обучение языку упрощается. Не приходится «разгребать» завалы слов и значений всех языков в одном месте.

Все аккуратно распределено — каждый язык имеет свой центр.

В 3 года иностранный язык дается легко. Запоминаются песенки, стихи, слова и фразы. Просто уделите этому как можно больше внимания, если хотите развить у ребенка любовь и способности к иностранным языкам.

Это будет получаться легко, само собой. Именно благодаря этому дети из смешанных семей говорят на двух-трех языках без проблем и затруднений.

Сегодня существует множество дошкольных учреждений, которые занимаются с малышами по методу Монтессори.

Наилучшее время для психического развития

Родители должны помнить, что если сенситивный период был пропущен, то дальнейшее формирование какого-либо навыка будет проходить нормально, но с большими трудностями для ребенка.

Это не значит, что если в 2-3 года вы не начали учить иностранные языки, то потом малыш будет к ним неспособен. Нет, просто потом мозгу понадобится гораздо больше усилий для обработки нового навыка.

Сенситивность сегодня трактуют как наилучшие условия для обучения и развития. Почему бы и нет? Просто попробуйте позаниматься с малышом по этой методике.

Сейчас психологи и ученые разрабатывают новые подходы к процессу психического развития ребенка. Вне зависимости от национальности, пола и расы эти процессы проходят с одинаковой интенсивностью у всех детей.

Сенситивный период — это граница, которая показывает, что очередной этап усложнения психической деятельности завершен. Теперь, используя накопленный опыт, малыш перейдет на следующий уровень.

Как раз 3 кризисных возраста (1, 3, 7 лет) являются примерными границами смены периодов. В этот момент психика перестраивается.

Сенситивные периоды физического развития

Физическое развитие характеризуется равномерностью протекания. Ребенок не может перейти к более сложным вещам, пока не освоит простые движения, мелкую моторику. Период развития 5-6 лет идеально подходит для начала занятий спортом.

Речь не идет просто о физкультуре или физических упражнениях. Если вы видите предрасположенность к спортивной деятельности — этот период считается идеальным для начала серьезных занятий.

Спортивная деятельность необходима телу, ведь благодаря ей кровь лучше насыщается кислородом, а это полезно мозгу и всем органам.

Врачи рекомендуют уже с одного годика начинать простые упражнения. Это помогает малышам по многим причинам, одна из них — выплеск энергии. Иначе ребенок будет перевозбужден, не сможет вовремя заснуть.

Чем дальше идет развитие, тем большая потребность в кислороде для работы мозга существует. Физическое развитие проходит ступенчато. Оно затрагивает все сферы жизни, в том числе эмоциональную.

Необходим достаточный уровень эмоционально-волевого развития для понимания основ спорта и соревновательной деятельности.

Сейчас главное — развивать прыжки и точные движения. Этот сенситивный этап характеризуется быстрым освоением навыков, таких как скорость, чувство расстояния, физическая сила, гибкость, активность суставов. Ребенок достаточно взрослый для занятий и самокритики. Это помогает еще и психическому развитию. Вообще, все сенситивные периоды связаны между собой, ведь развитие идет планомерно.

В возрасте 5 лет у детей уже хорошая координация. Также они могут держать равновесие, совершать более сложные моторные движения. Позвоночник и кости все еще остаются мягкими.

С одной стороны, это хорошо, например, для занятий гимнастикой. С другой — всегда есть опасность деформации костей. Квалифицированный тренер знает, как избежать этого.

Потому лучше всего отдать малыша в спортивную секцию к профессиональным педагогам.

Время для развития речи

Этот период один из самых длительных. Формирование речи начинается практически с рождения, когда выражать свои простые потребности малыш может криком. Потом, с каждой неделей, месяцем и годом, речь становиться более осмысленной и правильной.

Психологи доказали, что дети понимают речь прежде, чем начинают говорить. Слова и звуки, слышимые вокруг, откладываются у них в голове, запоминаются. Чем больше словарный запас в пассиве, тем больше желание говорить. Этот процесс необходимо мотивировать.

Если нет потребности выражать свои мысли или отношение к чему-то, то нет и потребности говорить.

Стимулировать эту потребность необходимо в правильное время (сенситивный период речи) и правильными методами. Не говорите с малышом на его детском языке, обращайтесь по имени, используйте простые слова и фразы для того, чтобы ему было легче.

Но всегда нужно повторять слова правильно, если ребенок коверкает их. Не акцентируйте на этом внимания, а лишь повторите для него слово четко и медленно. Так он быстрее научится выражать свои чувства словами.

Это необходимо для успешного психического развития.

В период речевой сенситивности необходимо делать акцент на расширение словаря ребенка. Учите его названиям цветов, месяцев, предметов и явлений. Сейчас ему легче всего усвоить это и запомнить.

Все должно быть наглядным: читая сказки, показывайте детям изображения, описывайте то, что происходит на картинке. В период развития речи очень важно помогать ребенку подбирать слова, ведь он их пока попросту не знает.

Давайте подсказки и учите слова вместе.

Источник: https://rebenkoved.ru/obuchenie-rebyonka/kak-nauchit/vospriimchivost-rebenka-k-obucheniyu-v-sensitivnyj-period-razvitiya.html

Сензитивный период развития ребенка: что это и как использовать?

Сенситивные периоды развития ребенка

Воспитание ребенка – процесс ответственный, поэтому родителям стоит обращаться к опыту отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали различные процессы личностного развития.

Наиболее интересна и применима на практике теория сензитивных периодов, которую ввела Мария Монессори.

Согласно этой концепции, каждый конкретный возраст, начиная с раннего, оптимален для занятия определенным видом деятельности.

Определение

Рассмотрим, что означает данное понятие. Сензитивный период – это период восприимчивости малышей к определенным занятиям, то время, когда они в наибольшей степени готовы к узнаванию чего-то конкретного, к обучению какому-либо виду деятельности. Слово имеет латинские корни и означает «чувствительный».

Знать особенности этих периодов развития особенно важно для ответственных родителей, поскольку психологи отмечают, что преждевременное или запоздалое обучение тому или иному виду деятельности окажется в итоге не вполне результативным и даже может неблагоприятно сказаться на развитии психики. При этом такие периоды имеют определенную продолжительность, но уходят безвозвратно, поэтому если момент упущен, то ничего уже не исправить.

Напротив, понимание сензитивности поможет родителям так построить процесс обучения, что малыши будут с удовольствием и легкостью постигать материал.

Несмотря на то, что существуют четко выделенные универсальные периоды, развитие каждого малыша индивидуально, поэтому родителям стоит ориентироваться прежде всего на собственного ребенка, а не на общие рекомендации.

В психологии определение сензитивного периода дано достаточно подробно, но следует отметить, что между ним и конкретным возрастом ребенка нельзя ставить знак равенства. Наивысшая интенсивность, то есть максимальная готовность малыша постигать то или иное занятие, может быть у разных детей в разном возрасте.

О роли и значении для родителей

Для каждого такого периода характерна определенная специфика развития:

  • начало медленное, его непросто обнаружить, поэтому необходимо точно знать конкретные возрастные интервалы;
  • точка максимума – это наибольшая степень проявления признака, максимальной интенсивности, ее можно выявить без проблем;
  • спад, постепенное снижение интенсивности.

Для понимания сути термина можно привести простой пример, характеризующий сложное психологическое явление, – такие периоды сравниваются с окнами. Сначала окно постепенно открывается, потом оказывается полностью распахнутым (это и есть максимальная интенсивность), потом закрывается.

Многие сензитивные периоды у детей проходят в одном возрасте, но наивысшей интенсивности у разных ребят достигают в разные моменты.

Мамы и папы могут использовать свои знания о сензитивности по-разному:

  • понимать, что именно происходит с малышом в тот или иной период;
  • разбираться с тем, когда приблизительно наступит следующий этап, и успеть к нему подготовиться.

Ориентируясь в сензитивных периодах, родители могут таким образом организовать процесс обучения, что ребенок будет демонстрировать отличные результаты, не уставая и не капризничая, выполняя те действия, которые ему больше всего подходят.

Если принуждать ребенка к чему-либо, не учитывая наличие или отсутствие сензитивного периода, он не покажет хороших результатов, но когда период наступит, сам дойдет до необходимого знания.

Периодизация

Монтессори выделила ряд периодов, информация о которых представлена в форме таблицы.

ВозрастХарактеристикаКак использовать
0-3 года, «духовный эмбрион»Ребенок полностью зависим от матери и ее эмоционального настроя, стремится к общению со взрослыми. Чаще всего не готов к детскому саду .Родителям желательно в это время как можно чаще общаться с младенцем, окружить его любовью и заботой .
3-6 летМалыш начинает осознавать самого себя, наступает благоприятное время для развития органов чувств, речи, понимания социальных ролей.Следует дать возможность малышу постигать окружающий мир, активно с ним заниматься, не пускать процесс на самотек.

Это наиболее общая периодизация, предложенная Монтессори. Далее будут рассмотрены основные сензитивные периоды дошкольного возраста.

Советский психолог Лев Выготский, который и предложил сам термин, придерживался несколько иного подхода к выделению сензитивных периодов. Например, в развитии речи малыша их выделялось 5:

  1. от 1,5 до 3 лет – развитие моторики и узнавание новых слов;
  2. 3-4 года – осознанность речи;
  3. 4-5 лет – восприятие письма, понимание размера, цвета, формы;
  4. 5-6 лет – способность изучать чтение и письмо, появление интереса к общению;
  5. 8-9 лет – повторный интерес к родному языку.

По Выготскому, сензитивным периодом для развития чтения и письма является дошкольный возраст – 5-6 лет. Сами периоды психолог считал результатом психических функций процессов.

Период развития речи

Для развития речи малыша сензитивен период с рождения до 6 лет, но при этом выделяется несколько этапов.

  1. В младенческом возрасте (до 4,5 месяцев) малыши уже воспринимают речь, нередко пытаются повернуться в сторону ее источника. Если же родители такового не наблюдают, велик риск, что у крохи проблемы со слухом, – следует показать его специалисту.
  2. До года малыши стремятся воспроизводить ранее услышанные звуки, то есть подражать. В это время для младенца большое значение имеет эмоциональное общение с матерью. Нередко дети выстраивают собственные звуковые ряды, произнося один звук-подражание вслед за другим.
  3. Примерно в год ребенок произносит первое слово, словесно выразив свою мысль.
  4. В 1,5 года малыш начинает выражать в речи чувства и желания, поэтому от родителей требуется не «сюсюкаться» с малышом, а говорить с ним правильным языком, показывать пример.
  5. В 2-3 года дети часто ведут беседы сами с собой, проговаривая собственные мысли. Зная об этом, родители получают отличную возможность заглянуть во внутренний мир ребенка, понять, о чем он думает. Если до трех лет ребенок не получил первые представления о человеческой речи, то в дальнейшем говорить он не научится. Вспомним примеры малышей, воспитанных в условиях диких джунглей стаей обезьян, – вернувшись в цивилизацию, они не смогли приспособиться и даже не овладели даром слова.
  6. 3-4 года – период активного пополнения лексикона, поэтому маме следует заниматься с ребенком, рассказывать о явлениях природы, временах года, животных и птицах, бытовых предметах. Это поможет малышу узнавать и запоминать новые слова. После трех лет ребенка можно начать осторожно обучать буквам, он с энтузиазмом занимается письмом. Родители могут проявить творчество, предложив крохе вылепить буквы из пластилина, сложить их из проволоки, написать на рассыпанной по тарелке манке.
  7. В 4,5–5 лет ребенок уже способен начать изучение письма. Он без проблем напишет печатными буквами собственное имя, с удовольствием будет заниматься счетом, поэтому родители могут приступить к соответствующим урокам, которые помогут подготовиться к начальной школе.
  8. 5 лет – оптимальный возраст для начала обучения чтению. Иногда дети, которые обучались письму, сами, интуитивно, начинают читать, хотя никто их этому не учил, – такова особенность периода.

Конечно, возрастные рамки во многом индивидуальны, но сама последовательность этапов развития одинакова у каждого малыша, вне зависимости от пола или статуса семьи. Получение навыков должно проходить в соответствии с психологическими особенностями малыша.

Восприятие порядка

В трудах Марии Монтессори подробно рассмотрен сензитивный период восприятия порядка, который продолжается от появления на свет до 3 лет, а наиболее интенсивно проявляется в 2–2,5 года. Родителям важно понимать это и разработать для малыша четкий режим дня, который он должен соблюдать.

Для детей в 2,5 года очень важен порядок сразу в трех сферах:

  1. в помещении (окружающем их пространстве);
  2. во времени (вот почему крайне важен режим дня);
  3. в родительском отношении.

Именно поэтому от родителей требуется соблюдение порядка в квартире: каждая вещь должна быть на своем месте – ребенок будет испытывать удовольствие, обнаруживая привычные ему предметы в отведенных для них местах.

Поэтому очень важно аккуратно расставлять его игрушки, не требуя, чтобы малыш дела это самостоятельно, – возраст пока не позволяет ему полноценно помогать родителям.

В 2-2,5 года ребенка лучше не подвергать такому сильному стрессу, как смена места жительства или посещение детского сада, это негативным образом скажется на его психике.

Для малыша крайне важно, чтобы определенная последовательность действий повторялась изо дня в день, мамам и папам необходимо создать все условия для подобной упорядоченности, предсказуемости. Если же ребенок не имеет конкретного распорядка, то он становится капризным, плаксивым, поэтому очень важно четко придерживаться определенного режима.

Кроме того, ребенок данного возраста должен четко понимать, чего именно от него хотят взрослые, все просьбы следует излагать кратко и четко. Это и будет порядок поведения взрослого по отношению к ребенку.

Сенсорное развитие

Продолжительность периода – с рождения до 5,5 лет, и в каждом возрасте для ребенка характерно развитие определенных чувств, это должны знать и понимать родители. По Монтессори, в этот период следует выполнять с малышами различные упражнения, тренирующие органы чувств: определять размеры, запахи, различать вкусы.

Именно этот период сензитивен для мышления, поэтому родителям надо сделать так, чтобы в жизни ребенка этого возраста было как можно больше сенсорных впечатлений.

Самый простой способ добиться необходимого развития – игра «Волшебный мешок»: в непрозрачный мешок помещаются разнообразные предметы.

Задача ребенка – погрузить в него руку, на ощупь найти предмет и понять, что это такое, не подглядывая.

Постепенно задача усложняется, в мешок складывают однородные предметы, например небольшие куски различных тканей: лен, шелк, хлопок. Ребенок учится определять и их.

Восприятие небольших предметов

Продолжительность – от 1,5 до 2,5 лет, именно в это время малыш стремится «исследовать» всевозможные мелочи – пуговицы, горошины, бусины. Наступает самое благоприятное время для развития мелкой моторики: нанизывание пуговиц либо бусин на нитки, работа с элементами конструктора.

Занятия с бусинами, фасолинами, крупами должны проводиться строго под контролем родителей, чтобы любопытный малыш не засунул предмет в ухо или нос.

Развитие действий и движений

Период продолжается от 1 до 4 лет, в это время малыш особенно подвижен, не может усидеть на месте, и от взрослых требуется помочь ему реализовать данную потребность, поскольку нехватка движения может вызвать отставание в развитии.

Чем важно движение для дошкольника?

  • Помогает развитию физических качеств.
  • За счет него организм получает необходимое количество кислорода.
  • Клетки головного мозга через кровь получают кислород в достаточном количестве, что благотворно сказывается на развитии мышления.

Поэтому можно сказать, что двигательная активность напрямую связана с познавательной и эмоциональной сферами. В это время не следует заставлять ребенка проводить много времени за столом, играя в настольные игры или складывая головоломки, для его нормального полноценного развития сейчас необходимы активные игры: бег, прыжки.

Развитие социальных навыков

В промежуток от 2,5 до 6 лет ребенок очень хорошо обучается вежливому общению со взрослыми и с ровесниками, поэтому родители могут научить его уверенно чувствовать себя в обществе с наибольшей эффективностью. Следует объяснить малышу:

  • как надо здороваться и прощаться;
  • как обратиться за помощью;
  • как можно вежливо попросить другого ребенка не мешать.

Все это пригодится ребенку в его дальнейшей жизни.

Как применять свои знания?

Сензитивные периоды с возрастом теряют интенсивность, поэтому для родителей особенно актуальным является вопрос – как использовать данную информацию? Понимание теории сензитивности очень важно в процессе воспитания, поскольку дает мамам и папам возможность действовать «заодно» с самой природой, обучать малыша тому или иному действию в тот момент, когда он к этому полностью готов. Так, благодаря трудам Марии Монтессори мы узнаем, что ребенка в возрасте 3,5-4 года можно постепенно знакомить с буквами, тогда в 5 лет он без проблем научится читать.

Родителям важно обучать ребенка различным видам деятельности в те периоды, когда он наиболее к этому готов, именно так процесс пройдет с наибольшей пользой для дошкольника.

Знание сензитивных периодов поможет мамам и папам организовать воспитательный процесс: не препятствовать тому, что дети в 3-4 года активно резвятся, бегают, катаются на горках и не могут усидеть на месте, а в 1,5-5,5 лет начинают испытывать тягу к всевозможным бусинам, пуговицам и прочей мелочи.

Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/senzitivnyj-period

Сензитивные периоды развития ребенка

Сенситивные периоды развития ребенка

Сегодня хочу поднять тему сензитивных, или как их еще называют сенситивных (от англ. sensitive — чувствительный), периодов. Они заложены в каждого малыша самой природой, проявляются одинаково, однако, у каждого в своем возрасте. Этот период невозможно искусственно заставить начаться и закончиться в определенное время.

Мне часто доводилось слышать от мам фразы вроде «все дети как дети, сидят лепят/танцуют/рисуют/поют на занятии, а мой берет и убегает», или «вообще не хочет заниматься в развивашке» и т.п. А наблюдаете ли вы за своим малышом? Присматриваетесь ли, к чему он сейчас более расположен?

Очень часто мамы просто выполняют рутины по дому, не обращая внимания на малыша. Нет, они его конечно кормят, поят, одевают и даже играют, но т.к. многие из нас (признаемся честно

Источник: https://www.alenapopova.info/montessori/senzitivnye-periody-razvitiya-rebenka/

Сензитивные периоды развития

Сенситивные периоды развития ребенка

В российской психологии не так уж много сказано о сензитивных периодах развития ребёнка.

Определение гласит, что возрастная сензитивность – это «присущее конкретному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психический свойств или процессов».

При этом подчёркивается, что «преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики».

Согласитесь, ничего непонятно. Обратимся к дополнительным источникам, а именно к тому, что писала об этом Мария Монтессори.

Итак, сензитивными называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным видам деятельности и к способам эмоционального реагирования, поведения и т. д.

То есть, по сути, ребенок никогда уже не будет учиться чему-либо с такой легкостью, как в соответствующий этому навыку сензитивный период.

задача родителей – наблюдать за своим чадом, поскольку сензитивные периоды одновременно и универсальны, и индивидуальны. Важно поймать правильный момент.

Зачем нужны знания о сензитивных периодах развития малыша?

Все просто: чтобы подготовить соответствующую среду и дать ребенку возможность своевременно упражнять свои органы чувств, навыки социальной жизни, речи и т. д. Все дело в том, что сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, вернуть их нельзя.

Родители не могут никак повлиять на сам сензитивный период, зато они в состоянии:

  • знать особенности каждого периода, дабы не бороться с естественной природой ребенка;
  • предвидеть наступление следующего сензитивного периода и успевать подготовить соответствующую окружающую среду, чтобы ребенок имел то, в чем особенно нуждается именно в данный конкретный момент.

Сензитивные периоды развития универсальны, то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т. д.

Сензитивные периоды развития индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. Биологический возраст может не соответствовать психологическому.

Сензитивный период развития речи

Длится в среднем от 0 до 6 лет.

В возрасте до года: Дети учатся подражать звукам.

В возрасте около 1 года: Кроха сознательно выговаривает первое слово; впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли.

В возрасте около 1.5 лет: Малыш начинает выражать свои чувства, желания. Важно понимать, что ребенок в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно сформулировать предложение.

Что это значит?

В возрасте 2.5 – 3 лет кроха часто разговаривает сам с собой. Это возможность подслушать его мысли, увидеть в них логику или нелогичность мышления.

В возрасте 3.5 – 4 лет: ребенок активно пополняет словарный запас, с удовольствием разговаривает, сочиняет и рассказывает истории.

Дети этого возраста живо интересуются символическим обозначением звуков – буквами, увлечённо обводят буквы из шершавой бумаги и т. д.

Поэтому в возрасте 4.5 – 5 лет выглядит совершенно естественным, что ребенок начинает по собственной воле писать отдельные слова и цифры, старается написать своё имя.

Наконец, в возрасте около 6 лет ребенок готов и хочет учиться читать.

Если ребенку приходится делать что-либо вне рамок соответствующего сензитивного периода, то есть под принуждением (учиться читать, писать и проч.), то к результату он приходит позже или не приходит вовсе.

Сензитивный период восприятия порядка

Этот сензитивный период подробно не описан нигде, кроме работ Марии Монтессори: «Истинная сущность разума состоит в придании порядка хаотичным впечатлениям, исходящим от окружающего мира».

Длится этот период от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей его интенсивности наступает около 2 – 2.5 лет.

«Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы – вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром», – писала Мария Монтессори.

Очень важно, чтобы в жизни ребенка в возрасте от 0 до 3 лет сопутствовал внешний распорядок. От того, насколько упорядочена окружающая среда в этот период, зависит его внутреннее спокойствие в дальнейшей жизни – порядок в его мыслях, поступках.

Монтессори подчеркивает, что в возрасте 2 – 2.5 лет ребенок испытывает характерную любовь, точнее – настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка. Ему необходимо, чтобы всё повторялось и было предсказуемо в его доме, в режиме дня и в поведении взрослых по отношению к нему.

Сензитивный период сенсорного развития

Он длится примерно от 0 до 5.5 лет.

В разные периоды времени наиболее эффективно развивается то или иное чувство. У ребенка должна быть свобода выбора, чтобы он мог сам решить, чем он хочет заниматься, что ему нужно именно сейчас.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов

Длится в среднем от 1.5 до 2.5 лет.

Ребенок так и тянется к мелким предметам, ему нравится играть с пуговицами, горошинами, крупами. Почему? Потому что он начинает осознавать, что мир состоит из мелких частей.

Вот была чашка и вот она разбилась на маленькие кусочки, а те могут разбиться на еще более мелкие.

Задача родителей в этот период направить деятельность ребенка в правильное русло и предоставить ему безопасную возможность (под наблюдением) оперировать с мелкими предметами: нанизать бусины на нитки и шнурки, перебирать крупы, делать аппликации из пуговиц и т.д.

Сензитивный период развития движений и действий

Длится в среднем от 1 года до 4 лет.

Задача родителей удовлетворять потребность ребенка в движении. Малоактивный образ жизни попросту вредит развитию ребенка. Затормаживает его.

Сензитивный период развития социальных навыков

В возрасте от 2.5 до 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения.

Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя уверенным, находясь в обществе самых разных людей.

Сензитивный период — это ограниченный промежуток времени, в течение которого человек отличается большей восприимчивостью конкретных сигналов, чем в другие периоды жизни.

Как видите, на самом деле ничего сложного. Вы все это и сами интуитивно чувствовали и знали. Просто теперь у вас есть подтверждение того, что вы все делаете правильно, ведь вы наблюдаете за своим ребенком и даете ему развиваться согласно его природе.

Источник: https://frutonyanya.ru/school/articles/razvitie/senzitivnye-periody-razvitiya/

Наше здоровья
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: