Виды эмоциональных переживаний

Содержание
  1. Что такое переживания и какими они бывают
  2. Как рассматривают в психологии
  3. Формы переживания чувств
  4. Типы эмоциональных переживаний
  5. Немного об аффекте
  6. Тема чувств в экзистенциональной психологии
  7. Исследования
  8. Теория Ф.Е. Василюка
  9. Эмоции: функции и основные разновидности
  10. Основные функции эмоций
  11. Фундаментальные эмоции человека
  12. Формы проявления эмоций
  13. Классификация чувств
  14. Эмоциональные состояния человека
  15. 9 эмоций человека, подробный разбор! Классика психологии
  16. 1. Эмоции. Радость.
  17. 2. Эмоции. Удивление.
  18. 3. Эмоции. Печаль.
  19. 4. Эмоции. Гнев.
  20. 5. Эмоции. Отвращение.
  21. 6. Эмоции. Презрение.
  22. 7. Эмоции. Страх.
  23. 8. Эмоции. Стыд.
  24. 9. Эмоции. Зависть.
  25. Виды эмоций в психологии – классификация эмоциональных чувств человека в таблице, краткие примеры основных типов, определение понятия
  26. Что это такое: понятие
  27. Роль и природа
  28. Функции
  29. Классификации: все основные виды эмоций
  30. Классификация Додонова
  31. Классификация Леонтьева
  32. Формы и примеры эмоциональных процессов
  33. Взаимосвязь чувственной и эмоциональной сторон
  34. Дифференциальные эмоции Изарда

Что такое переживания и какими они бывают

Виды эмоциональных переживаний

› Теория стресса ›

О переживаниях много говорят, этим словом выражают различные психологические состояния. Эмоциональные переживания возникают в результате критической ситуации, человек сталкивается с невозможностью реализовать свои мотивы, стремления, ценности.

Как рассматривают в психологии

В психологической литературе имеются различные трактовки и взгляды на чувства переживания. Выделяют два взгляда на эмоциональные переживания как психологического феномена:

  1. Изучение чувствования на основе эмоциональной сферы.
  2. Переживание позволяет человеку преодолевать различные ситуации, в ходе которых меняется внутренний мир.

Для одних авторов чувствование тесно связано с эмоциями. Любое эмоциональное переживание связано с событиями жизни и имеет яркую психологическую окраску.

Другие авторы различают эмоции и переживания, для них второе состояние — это отдельный процесс, связанный с рефлексивной частью человека. Самый известный труд на эту тему представил Ф. Е. Василюк в своей книге «Психология переживаний».

Рассмотрим разные аспекты этого непростого психического явления.

Формы переживания чувств

Если связывать эмоциональную сферу и переживание, то нельзя обойти форму проявления. Формы переживания эмоций:

  1. Настроение. Общее состояние, которое связано с жизненным тонусом. Оно бывает положительное или угнетенное, пассивное.
  2. Аффекты. Сильное возбуждение, при котором человек не способен контролировать свои поступки. Результатом аффективного поведения могут стать неожиданные чувства – смех, радость, гнев. Аффект зависит от индивидуальных качеств человека – темперамента, характера.
  3. Стресс. Состояние возникает при напряженных условиях, поведение человека меняется.
  4. Фрустрация. Эта форма эмоционального чувствования характеризуется дезорганизацией сознания, человек находится в состоянии безнадежности.
  5. Страсть. Сильное продолжительное чувство, которое полностью захватывает человека. Одно из чувствований, которое повышает активность личности. Проявляется в обучении, работе, спорте, творчестве, науке. Бывает негативная и положительная страсть.

Типы эмоциональных переживаний

  1. Классифицируют астенические переживания и стенические. Астенические переживания подавляют жизненные процессы организма. Стенические эмоции, наоборот, повышают жизнедеятельность. Астенические переживания описываются как состояние робости, пассивности, у человека преобладает чувство уныние и стыда.

    Стенические эмоции характеризуются высокой энергией, побуждают человека к деятельности.

  2. Эмоции разделяют также на простые и сложные проявления. Простые эмоции связаны с удовлетворением первичных потребностей. Такие чувства делятся на приятные и неприятные. Сложные эмоции связаны с пониманием различных объектов, жизненного устройства.

    Субъективное переживание эмоции – это личное внутреннее чувство.

Немного об аффекте

Это наиболее сильная разрушительная сила, бурная вспышка чувств. Часто человек описывает это состояние как неподвластную ему лавину.

Во время аффекта теряется контроль над действиями, часто забываются поступки и действия. За слова и поступки может быть очень стыдно. К тому же иногда действия наносят непоправимый вред окружающим людям и предметам.

После аффекта ощущается разбитость, усталость, безразличие ко всему, иногда сонливость.

Откуда берется это состояние? Оно возникает в ситуациях, которые человек не может разрешить, они очень для него болезненны. В этом случае он убегает в аффект.

Аффекты могут накапливаться, а затем происходит срыв. Да, аффект помогает избавиться от обид и раздражения. Но последствия бывают очень плачевны.

Тема чувств в экзистенциональной психологии

Экзистенциальная психология рассматривает уникальность любого человека, его опыта и истории. Важное внимание уделяется вопросам жизни и смерти, свободе, ответственности выбора, общению, проблеме любви и одиночества, а также поиску смысла.

Экзистенциальные переживания бывают отрицательные и положительные. К отрицательным относятся:

  1. Ужас. Непонимание того, что его ждет.
  2. Скука. Обесценивание для себя сущего.
  3. Отчаяние. Человеку не на что опереться, он ищет опору только в себе.
  4. Одиночество. Человек может понимать, что он любим, у него есть люди его поддерживающие. Он чувствует себя тотально одиноким, его никто не понимает до конца.
  5. Смерть. Она или обесценивает Сущее или инициирует переоценку происходящего.

Положительные внутренние переживания наполняют смыслом жизненный мир. К ним относятся любовь, катарсис и творчество.

Исследования

Согласно исследованиям некоторых психологов переживание и эмоции относятся к различным классам психических явлений. Как же можно представить рассматриваемый процесс без включения эмоций? Эксперименты показывают, что часто чувствование протекает без эмоциональной сферы, что связано с действиями психологических защит.

К примеру, можно встретить случаи, когда человек на празднике веселится, улыбается, а в глубине его души протекают антивитальные переживания (размышления о бессмысленности собственной жизни).

Люди очень удивляются, когда узнают о попытке суицида такого человека на следующий день. Уход от мучительных эмоций происходит с использованием психологических защит, они приводят к уходу от реальности.

Надо отметить, что антивитальные переживания не всегда обладают суицидальной направленностью, часто это размышления о бессмысленности жизни.

Снятие психологических защит приводит к сильным изменениям индивида, они сопровождаются эмоциональными, телесными, когнитивными процессами. На такой схеме основана практика психотерапии. Для развития клиента его освобождают от гнета защитных механизмов, за счет чего происходит его личностный рост.
: 10 фактов об эмоциональных переживаниях

Теория Ф.Е. Василюка

Василюк рассматривает процесс не как созерцание, а как деятельность. Устойчивые эмоциональные переживания возникают вследствие критической ситуации. В ходе этой ситуации человек может реализовать свои мотивы, ценности.

Согласно Василюку, переживание это не психическая функция, а самостоятельный процесс, деятельность. Оно ведет к восстановлению психологической возможности. Существует четыре типа критических ситуаций:

  • Фрустрация;
  • Стресс;
  • Конфликт;
  • Кризис.

Положительные события увеличивают способность человека, они реализуют одну жизненную необходимость, но нарушают реализацию других.

Итак, рассматриваемая тема в психологии еще требует дополнительных исследований и изучений. Жизнь наполняется смыслом через чувствование эмоций, этот психический процесс влияет на формирование личностных качеств.

Что такое переживания и какими они бывают Ссылка на основную публикацию

Источник: https://OStresse.ru/teoriya-stressa/chto-takoe-perezhivaniya.html

Эмоции: функции и основные разновидности

Виды эмоциональных переживаний

Эмоции в жизни человека играют огромную роль. Они побуждают к деятельности, формируют цели, определяют мотивы поведения. При помощи эмоций человек способен выразить свое отношение к ситуации, явлению, предмету. В психологии выделяется несколько функций эмоций.

Основные функции эмоций

Отражательно-оценочная функция. Значимость предметов и ситуаций, которые необходимы для достижения целей и удовлетворения потребностей человека оценивается при помощи эмоций. Эмоции — система сигналов, дающая возможность понять значимость событий.

Побудительная функция. Оценивая происходящее, человек побуждает себя к какому-либо действию. С.Л.Рубинштейн утверждал, что эмоция заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него.

Активирующая функция имеет тесную связь с побудительной. Эмоции обеспечивают необходимый уровень деятельности центральной нервной системы человека. На динамику, темп, ритм деятельности влияют различные эмоциональные состояния.

Положительные эмоции, такие как радость, уверенность, придают динамику процессам деятельности, побуждают человека к активным, интенсивным действиям. Ученым Д Хеббом доказана зависимость эффективности деятельности человека от уровня его эмоционального состояния.

Хебб называет такую зависимость криволинейной, «колоколообразной». Чтобы достичь высокого результата деятельности, нужно иметь оптимальный уровень эмоционального возбуждения. Нежелательны слишком слабые и очень сильные эмоциональные состояния.

Оптимальный уровень обеспечивает максимум эффективности в процессе деятельности. Он зависит от условий выполняемой деятельности, индивидуальных свойств человека, вовлеченного в деятельность.

Замечание 1

Если эмоции слабые, значит человек имеет недостаточную мотивацию. Если эмоции слишком сильные, человек становится неорганизованным, неуправляемым, что разрушает деятельность.

Регулирующая функция. Эмоции регулируют, направляют деятельность человека, ограничивая или, напротив, расширяя ее. Когда возникает эмоциональное отношение к объекту, это оказывает влияние на мотивацию деятельности на всех ее этапах. При помощи эмоций дается субъективная оценка происходящего. Это означает, что одно и то же событие может быть по-разному эмоционально воспринято.

Синтезирующая функция. Отдельные события и факты выстраиваются в одно целое при помощи эмоций. Ученый А.Р.

Лурия доказал, что множество образов, которые напрямую или косвенно связаны с объектом, породившим сильное эмрциональное переживание, в сознании человека объединяются в устойчивый комплекс.

Если актуализируется один элемент, воспроизводятся в сознании другие составляющие этого комплекса, иногда даже против желания человека.

Смыслообразовательная функция. Действия человека обретают смысл благодаря эмоциям. А.Н.Леонтьев утверждал, что успешные действия, совершаемые за день, могут не удовлетворить человека и даже испортить ему настроение. Отрицательный осадок будет едва прослеживаться на фоне забот в течение дня.

Но когда человек начинает мысленно анализировать прожитый день, в памяти возникает определенное событие. Настроение приобретает предметную соотнесенность, возникает сигнал, указывающий на событие, которое оставило неприятные ощущения. Это может быть негативная реакция на чей-то поступок, более успешный.

Человек думал и действовал правильно, как ему казалось, и это было главным мотивом его деятельности, но на деле вышло не совсем так.

Защитная функция. Сильные эмоциональные переживания, такие как страх, посылают сигнал человеку об опасности и способствуют тому, чтобы он тщательно продумал свои действия. То есть страх — защита человека от неприятных последствий.

Экспрессивная функция. Все эмоции содержат экспрессивный компонент. За счет него человек устанавливает отношения с другими людьми.

Вопрос функций эмоций разрабатывался многими учеными, существует несколько классификаций, в том числе Симонова, Леонтьева, Вундта.

Значимость эмоций огромна в жизни человека. Ученые психологи сочли необходимым четко дифференцировать их. Немецкий философ И.Кант выделил два вида эмоциональных состояний по степени активации: стенические и астенические эмоции.

Стенические эмоции вызывают повышение активности человека, астенические, напротив, снижают ее. Эмоции могут быть положительного и отрицательного характера, интенсивными, длительными, осознанными и неосознанными.

Замечание 2

Человеческие эмоции можно различать по модальности, качеству переживаний.

Психолог К.Изард выделяет десять главных эмоций, три из них положительные, семь — отрицательные.

Фундаментальные эмоции человека

Интерес-возбуждение. Эмоция, которую испытывает человек чаще других. Следует подчеркнуть важность этой эмоции для мотивации в развитии навыков, приобретении знаний. Интерес открывает дорогу любопытству, исследованию, расширению опыта. Если интерес интенсивен, человек находится в состоянии воодушевления, оживления.

Радость может быть охарактеризована чувством уверенности, значительности, наслаждения и удовлетворения. Человек доволен собой, окружающим его миром, он ощущает силы и энергетический подъем. Радость — чувство, которое возникает при достижении чего-то, при реализации своих способностей, удовлетворении желаний.

Удивление. Особенность этой эмоции в том, что она быстро возникает и так же быстро проходит. Это эмоция переходящего характера. Удивление не может быть мотивом для поведения на протяжении длительного периода. Функция этого состояния заключается в подготовке человека к последующим действиям, к новым событиям.

Страдание. Одна из наиболее распространенных отрицательных эмоций. Является доминирующей при горе, депрессии. Причин для страдания много. Это и проблемы повседневной жизни, потребностные состояния. Описывая страдание отмечают упадок духа, одиночество, изоляцию, уныние.

Эмоция сигнализирует человеку и его окружению, что ему плохо. Эмоция побуждает человека к действиям, облегчающим это состояние, устраняющим причину страдания. Наиболее тяжелой формой страдания является горе. Источник горя — утрата.

Состояние горя очень тяжело переживается человеком.

Гнев. Очень сильная отрицательная эмоция. Гнев возникает вследствие неосуществления, недостижения страстно желаемого. Причинами гнева могут быть: личное оскорбление, обман, принуждение.

Когда человек испытывает гнев, он ощущает свою силу, испытывает желание сокрушить источник гнева. Чем больше сила гнева, тем сильнее субъект и тем больше его желание физически действовать. Ярость — наивысшее проявление данной эмоции.

Здесь мобилизация энергии настолько велика, что человек вынужден выплеснуть эту энергию. Это проявляется различными способами.

Отвращение. Эта эмоция возникает, когда человек стремится устранить объект или изменить его. В сознании человека происходит рассогласование ценностно-значимого и уродливо-несовершенного. Отвращение могут вызывать предметы, действия, поступки. Как и гнев, данная эмоция может быть направлена на себя, тогда снижается самооценка, возникает чувство самоосуждения.

Презрение. Если человек испытывает данную эмоцию, то он должен чувствовать себя умнее, сильнее, увереннее, чем презираемое лицо. Человек испытывает чувство превосходства и обесценивает качества других. Это враждебное чувство. Человек враждебно относится к тому, кого презирает.

Страх. Сильная и опасная эмоция. Причиной страха может стать событие, условие, которое сигнализирует об опасности. Эта эмоция управляет сознанием и поведением человека. Он может переживать состояние страха как предчувствия беды, неуверенности, незащищенности, угрозы своему существованию. Видов страха множество: от неприятного предчувствия до ужаса.

Стыд. Испытывая чувство стыда, человек представляется себе маленьким, скованным, расстроенным, никчемным. Эмоция парализует мыслительную деятельность, человек лишается возможности на какое-то время мыслить логично. Стыд может вызвать чувство презрения к самому себе.

Вина. Эмоциональное состояние, возникающее вследствие неправильных действий. Человек чувствует вину, когда понимает, что им нарушены правила, что он переступил границы чего-либо.

Вина может возникать в связи с осуждением своего поступка. Реакциями на чувство вины являются раскаяние, осуждение себя, понижение самооценки. Когда человек лично ответственен за что-то, возникает чувство вины.

Эта эмоция длительная и мучительная.

Формы проявления эмоций

Рассмотрим следующую классификацию форм проявления эмоций.

Аффект. Эмоциональное состояние, продолжающееся недолгое время, связанное с изменение жизненно важных обстоятельств для человека. Сопровождается сильно выраженными двигательными проявлениями. Человек теряет сознательный контроль за своими действиями. Аффект может развиться, когда человек не способен найти выход из создавшейся ситуации.

При повторении ситуаций, вызывающих отрицательные эмоции аффект аккумулируется. Наивысшая форма — бурный неуправляемый аффективный взрыв. Сильный аффект способен захватить личность полностью. Существуют положительные аффективные проявления: восторг, воодушевление, безудержное веселье и отрицательные — ярость, гнев, ужас, отчаяние.

После аффективного состояния часто наблюдается упадок сил, равнодушие ко всему или раскаяние в содеянном.

Эмоции менее интенсивны в сравнении с аффективными состояниями. Они ситуативны, то есть выражают отношение человека к конкретному объекту, действию, событию. Многими учеными рассмотрены функции эмоций, психология дает определение чувства.

Чувство — основная форма переживания человеком своего отношения к явлениям окружающего мира. Достаточно устойчивая и постоянная форма. Чувства человека — обобщенные эмоции. Человек испытывает чувства к явлениям, имеющим постоянную мотивационную значимость.

Если ситуативное и устойчивое эмоциональные переживания не совпадают, возникает амбивалентность чувств. Чувства — привязанность , направленность на явление или предмет. Чувства играют роль эмоционально-смысловых образований личности. Когда формируется личность, чувства выстраиваются в иерархическую систему.

Доминируют мировоззренческие установки, то есть главные характеристики личности.

Классификация чувств

Чувства классифицируются в психологии, выделяются подвиды, исходя из их связи с конкретными видами деятельности и сферами социальных явлений. Выделяют нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства. Это высшие чувства, в них заключается все отношение человека к окружающему миру.

Нравственные чувства — отношение человека к окружающим, к Родине, к семье, к себе. К нравственным чувствам относятся: любовь, патриотизм, справедливость, достоинство, мужество. Нравственные чувства разнообразны, это подчеркивает многоплановость человеческих отношений.

Этические чувства призваны регулировать поведение человека. Главный нравственный регулятор — совесть. Человек, идущий на сделку с собственной совестью, испытывает чувства вины и стыда.

Стыд — инфантильное чувство, вина — более объемное, цельное, предполагающее осознание человеком ответственности за содеянное.

Интеллектуальные чувства возникают при желании человека познавать мир. Процесс приобретения знаний, его результат являются предметами познавательных чувств. К данного рода чувствам можно отнести: интерес, любознательность, таинственность, удивление. Любовь к истине — это вершина интеллектуальных чувств, именно она становится движущей силой науки.

Эстетические чувства помогают воспринимать явления окружающего мира с точки зрения прекрасного, красивого. Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах. Человек, который наделен эстетическим вкусом при восприятии произведений искусства, природы, других людей испытывает положительные или отрицательные эмоции широкого диапазона: от наслаждения до отвращения.

Чувства человека не возникают сами по себе, они связаны со взаимодействием человека с другими людьми, регулируются правилами, нравами общества.

Эмоциональные состояния человека

Настроение — одно из слабо выраженных устойчивых эмоциональных состояний. Это эмоциональная окраска поведения. Когда человек пребывает в хорошем настроении, он воспринимает что-либо положительно.

Настроение зависит от того, как протекает взаимодействие между людьми, как человек воспринимает себя, окружающую его обстановку.

Настроение бывает положительным: веселое, приподнятое, жизнерадостное, эйфория и отрицательным: грустное, подавленное, пониженное, дисфория, депрессия.

Страсть — сильное, глубокое состояние. Характеризуется сосредоточенностью, собранностью, концентрацией на единую цель. Страсть способна захватить всего человека. Бывают пагубные страсти и страсти, ведущие к великим свершениям.

Стресс — состояние, которое возникает при экстремальной ситуации. От человека требуется мобилизация нервно-психических сил.

Изначально термин «стресс» возник в физиологии, как неспецифическая биологическая реакция организма в ответ на неблагоприятное воздействие среды.

Позднее был выделен психологический стресс, который подразделяется на эмоциональный (угроза, обида, опасность) и информационный (перегрузки информационного плана).

К стрессу приводят только сильные воздействия. Влияние стрессора должно превосходить приспособительные возможности человека. Г.Селье разработал теорию о стрессе и выделил три стадии его развития:

  • мобилизация защитных сил организма;
  • адаптация к стрессу;
  • истощение.

Определение 1

Стресс — это не просто напряжение нервной системы, это комплексная приспособительная реакция всего организма.

Неважно приятна или неприятна ситуация, вызывающая стресс. Выделяют понятия стресса и дистресса.

Определение 2

Дистресс — результат объемного стресса, когда исчерпаны адаптационные резервы.

Тяжелейшими стрессорами являются войны, стихийные бедствия, катастрофы, несчастные случаи, пожары. Раздражители стресса не обязательно должны существовать в реальности. Стресс могут вызвать напоминания или угроза. Есть раздражители, которые существуют в реальности, но не несут опасности и все же имеют стрессогенное значение, так как им приписываются угрожающие свойства.

Близко к стрессу состояние фрустрации, когда на пути к цели у человека возникают трудности. Данное состояние сопровождают множество эмоций: озлобленность, подавленность, агрессия. Данные эмоции способны дезорганизовать сознание и поведение человека.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/obschaja-psihologija/funktsii-i-osnovnye-vidy-emotsij/

9 эмоций человека, подробный разбор! Классика психологии

Виды эмоциональных переживаний

Эмоции что это такое? Классификация эмоций в психологии. Радость. Удивление. Печаль. Гнев. Отвращение. Презрение. Страх. Стыд. Зависть.

Всем привет, уважаемые читатели!

Сегодня мы продолжаем рассматривать психическую составляющую – эмоциональные переживания, а если конкретно, то одну из форм – собственно эмоции человека.

Первую часть про переживания Вы сможете прочитать здесь:

Статья «Эмоции в психологии это? Эмоции людей список.»

Что такое собственно эмоции человека?

Эмоции – это переживание субъектом событий с разной характерной окраской, возникает как реакция на угрозы или возможности с одной стороны, и при оценке последствий или перспектив, с другой стороны.

Эмоции проявляются более длительно, чем аффекты. И не носят локальный характер. Эмоции связаны в том числе с воспоминаниями, с прогнозируемыми событиями.

Так, например, в переговорах «тяжелая развязка» в прошлом может вызывать отрицательные эмоции при воспоминаниях, но в то же время человек испытывает облегчение, потому что это уже закончилось, а затем опять может возникнуть страх от того, что ожидает в будущем. Эмоции различаются в зависимости от оценки явления на разных участках персональной стрелы времени.

Различают четыре основных вектора направления эмоций.

  • Удовольствие – неудовольствие.
  • Напряжение – облегчение.
  • Возбуждение – успокоение.
  • Стеничность – астеничность.

Эмоциям также свойственна амбивалентность (двойственность), когда в отношении одного и того же объекта человек испытывает разнонаправленные эмоции.

Можно выделить «фундаментальные» эмоции, которые частично пересекаются с классификацией Пола Экмана.

Скачать книгу Пол Экман «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь».

Скачать книгу Пол Экман «Психология лжи. Обмани меня»

1. Эмоции. Радость.

Радость – это положительное эмоциональное переживание, возникающее в ситуациях с исчерпывающим удовлетворением актуальных потребностей.

Радость можно разделить на несколько вариантов:

  • Восторг – человек удовлетворен происходящим с избытком. «Чаша ожиданий» субъекта переполнена.
  • Собственно, радость – «чаша ожиданий» заполнена настолько, насколько планировалось.
  • Смех – человек оказывается внезапно удовлетворенным.
  • Удовлетворенность, «тихая радость» – человек находится в состоянии спокойного удовлетворения фактом наполненной «чаши ожиданий».

СМОТРИТЕ ВИДЕО “Возражения в продажах и ответы на них”.

2. Эмоции. Удивление.

Удивление – это эмоциональная реакция, возникающая в ситуации внезапности без выраженного оценочного окрашивания.

Удивление самая краткосрочная реакция, поскольку человек практически сразу начинает «трудиться» над событием и рационализировать его. Удивление можно разделить на ряд вариантов:

  • Изумление – человек оказывается в ситуации крайнего удивления. Нередко это сопровождается шоковым состоянием. Произошедшее событие никак не вписывается в когнитивную модель мира и противоречит основным принципам, схемам категоризации знаний индивида.
  • Собственно, удивление – человек сталкивается с неожиданным в условно объективной реальности.
  • Сомнение – человек полагает, что причинно-следственная связь явлений, или источник некого явления, или структура, или содержание не являются правдивыми, истинными.
  • Недоумение – состояние человека, возникающее при столкновении с искажениями информации, неадекватным поведением, сопоставляемыми с стандартными шаблонами, образцами, очевидным.

3. Эмоции. Печаль.

Печаль – это отрицательное эмоциональное состояние, возникающие в ситуации невозможности удовлетворить ключевые потребности жизнеобеспечения.

Печаль проявляет себя в настоящем относительно прошлых событий, когда была утрата доступа к целевым ресурсам или прогностически к будущему, когда ожидается отсутствие возможности получить доступ к ценным ресурсам. Также можно выделить несколько вариантов печали:

  • Скорбь/горе – данное переживание связано с потерей преимущественно живого существа, представлявшего большую ценность для человека.
  • Тоска – данное переживание характеризуется длительным периодом, когда человек не может удовлетворить собственные потребности и это стимулирует его поменять данную ситуацию.
  • Уныние – человек пребывает в состояние пассивного созерцания отсутствия доступа к субъективно значимым целевым ресурсам.
  • Собственно, печаль – человек страдает из-за неполучение желаемого.
  • Грусть – данное переживание представляет собой самую легкую степень печали. Обычно сопровождает потерю доступа к результату, ценность которого не значительна.

4. Эмоции. Гнев.

Гнев – это отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаше всего в форме аффекта, вызывается внезапными образовавшимися обстоятельствами, блокирующими удовлетворение категорически важной для человека потребности.

Совсем не обязательно, чтобы обстоятельства произошли в действительности, возможно возникновение гнева в результате собственных выводов.

Причины возникновения гнева весьма различны.

  • Это может быть «пробка» на дороге, из-за которой человек опаздывает по своим делам, т.е. возникают препятствия, блоки, мешающие получить доступ к целевым ресурсам.
  • В «пробке» на дороге соседний водитель может совершить опасный маневр и заблокировать автомобиль человека, после чего выскочить из салона собственного «четырехколесного друга» с намерением наказать «обидчика» и броситься к машине неприятеля. В результате, человек-мишень категоризует события как угрозу своей собственности или даже здоровью, жизни, и сам бросается с пистолетом на потенциального обидчика в гневе. Гнев порождается угрозой.
  • В той же самой пробке проезжающий мимо водитель может обозвать человека обидным плохим словом, что будет восприниматься как оскорбление и также вызовет гнев.
  • Автомобиль, находящийся впереди, вместо того, чтобы двигаться в прямом направлении, поскольку возник просвет в «пробке», продолжает «цепляться колесами» места. Водитель начинает испытывать гнев по отношению к «тормозному автомобилисту», потому что ситуация видится неадекватной и не соответствует ожиданиям.
  • В «пробке» водитель соседнего автомобиля может громко кричать, пребывая в состоянии гнева и «заражать» словно вирусом своим состоянием других водителей.
  • Автомобиль, проезжающий мимо на скорости может забрызгать грязью только что помытого «железного коня» человека, что вызовет опять же гнев, поскольку нарушено относительно комфортное состояние.
  • Проезжающий в попутном направлении по встречной полосе люксовый автомобиль с престижными номерами, объезжающий пробку, также способен вызвать гнев своим «несправедливым поведением» и претензией на исключительность.
  • Наконец, гнев может быть направлен против самого себя, когда человек оказался в «пробке», вместо того, чтобы заранее посмотреть в смартфоне электронную карту, отображающую текущую дорожную ситуацию и выбрать другой путь.

Гнев также может быть представлен в различных вариантах:

  • Ярость – это высшее проявление гнева. Человек почти теряет способность контролировать собственное поведение.
  • Злость/собственно гнев – это переживание человеком сильного напряжения, сопровождающееся желанием разрушить причину, породившую дискомфорт.
  • Возмущение – это переживание человеком несправедливости по отношению к себе и «СВОИМ».
  • Обида – мягкая форма гнева. Данное переживание возникает обычно как реакция человека на раздражитель, которая не реализуется «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС» в достойном ответе обидчику. Возникает затяжной характер. Это гнев, растянутый во времени.

5. Эмоции. Отвращение.

Отвращение – это отрицательное эмоциональное состояние, возникающие при контакте с предметами, субъектами, явлениями, характеризующееся антагонистическим неприятием из-за разницы в оценках и принципах с нравственной, этической, идеологической позиции.

Отвращение тесно связано с пищей, водой, т.е. с теми ресурсами, которые необходимо регулярно восполнять в течении жизни. Качество пищи, ее съедобность, полезность являются факторами высокой важности для благополучного существования.

Отвращение в процессе эволюции способствовало выживанию особей, видов. Данное эмоциональное переживание является сигналом, регулирующим пригодность продукта для последующего поедания, установления контакта или категорического отрицания.

На отвращение оказывают не меньшее влияние социокультурные факторы, разграничивающие приемлемые формы поведения и категорически не приемлемые, отвратительные.

Отвращение помогает человеку отвергнуть то, что может нанести ему вред, ущерб. При отвращении субъект стремиться прервать контакт с предметом и отказаться от будущих столкновений.

Люди различных религиозных вероисповеданий могут с отвращением относится к «ЧУЖИМ», например, «неверным». Субъект воспринимает коллегу на работе, совершившего аморальный поступок, как отвратительного человека. Пища отвратительного содержания вызывает тошноту и рвоту.

Отвращение усиливается по мере усиления внутреннего диалога, связанного с «плохим» объектом и ситуаций в целом.

Заказать тренинг “Переговоры – Партнерство”

6. Эмоции. Презрение.

Презрение – это отрицательное эмоциональное состояние, характерное для межличностных отношений, возникает при расхождении убеждений и верований относительно предмета или явления.

Так, надменный человек с презрением относится к людям, которые не соответствуют его формату представлений о том, каким надлежит быть. Проявление робости может вызвать презрение со стороны субъекта, придерживающегося взглядов, что робость – это удел слабых, а слабые – это низшая «каста».

Человек выделяет один – два ключевых критерия, которые являются лекалом для других людей. Это своеобразное «прокрустово ложе», когда все несущественное «отсекается». Человек может не уметь отстаивать свою позицию, может говорить интеллигентно и мягко, и за это быть презираемым.

7. Эмоции. Страх.

Страх – это отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ответ на реальную или воображаемую опасность.

При страхе человек боится. Страх возникает, когда субъект воспринимает предмет, как несущий угрозу здоровью, жизни, благополучию собственному и «СВОИМ». Страх можно разделить на три варианта:

  • Ужас – высшая степень страха. Проявляется в том, что человек в большей степени теряет способность к сознательному контролю собственного поведения. Все его психическое пространство заполнено причиной ужаса.
  • Собственно, страх – это реакция, при которой человек стремиться скорее убежать от источника, несущего угрозу.
  • Тревога/беспокойство – переживание, связанное с потенциальной опасностью, которая четко не локализована в пространстве и времени.

8. Эмоции. Стыд.

Стыд – это отрицательное эмоциональное состояние, характерное для ситуаций, когда человек осознает, что собственные мысли, действия не соответствуют своим представлениям – убеждениям – верованиям о нормативном поведении или ожиданиям значимых людей.

Различают варианты стыда:

  • Вина – это переживание человеком своего поведения или поведения «СВОИХ», как не соответствующее установившимся нормам, правилам, поставленным задачам.
  • Совесть – это сложное переживания человеком соотношения личных мыслей, поступков культурным, религиозным, социальным нормам, как они представлены в собственной когнитивной модели мира.
  • Непосредственно стыд – это острое переживание собственной негативной оценки своих поступков.

9. Эмоции. Зависть.

Зависть – это отрицательное эмоциональное состояние, характеризуется переживанием несправедливости по отношению к собственной личности при сравнении с успехами других людей.

Встречаются и формы зависти по отношению к предметам за пределами человеческого общества. Некоторые люди могут испытывать зависть к цветущему дереву, к довольному коту, развалившемуся на диване. Происходит в некотором смысле очеловечивание таких объектов.

Зависть часто маскируется под плохое настроение, раздражительность, презрение, гнев.

В основе зависти лежит острое переживание отсутствия доступа «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС» к ценным и важным результатам, которое зачастую тщательно скрывается от других людей и от самого себя, в то время как у другого человека такой доступ присутствует, как это представлено в модели мира завидующего субъекта.

Зависть к тому, кто улыбается, что означает наличие хорошего настроения у человека, связана с отсутствием доступа к хорошему настроению. Не высока вероятность того, что возникнет зависть одного индивида к хорошему настроению другого, если оба в прекрасном расположении духа.

В повседневной жизни субъект в больше степени завидует тем, кого он знает, кто как он полагает не лучше, чем он сам. При этом сравнение обычно происходит с людьми, находящимися в точно таком же культурно – социальном срезе.

Так, балерина завидует другой балерине, которой подарили больше цветов после концерта или дали главную роль. Балерина оценивает себя как более достойного человека вообще и в частности. Отсюда образ восприятия сложившегося положения дел оценивается как социально несправедливый.

Балерина при этом вряд ли будет завидовать министру культуры либо обслуживающему техническому персоналу театра.

Наличие доступа к результату у «счастливого» соседа при зависти со стороны субъекта равноценно проявлению «несправедливости», которую человек нередко стремиться исправить, что проявляет себя в сформированном намерении «усложнить жизнь» предмету зависти.

Субъект может проявлять агрессию прямо/косвенно или усложнять жизнь самому себя, возникает аутоагрессия.

В некоторых случаях индивид учиться каждый раз справляться с завистью, рационализируя ее, и смещает фокус с агрессии, независимо от формы/направления ее проявления, на формирование намерения обрести доступ к целевым результатам, либо происходит сознательное обесценивание предмета зависти.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c3b08d46d724700ab2e064f/5d1b7216b4a58500acbbef3a

Виды эмоций в психологии – классификация эмоциональных чувств человека в таблице, краткие примеры основных типов, определение понятия

Виды эмоциональных переживаний

От эмоционального состояния зависит многое: принятие решений, реагирование на поступки и поведение других людей, продуктивность и даже самочувствие.

Если мы перестаем контролировать наши переживания, они начинают управлять нами, что зачастую приводит к не самым приятным последствиям.

В этой статье я приведу классификацию и опишу виды эмоций, чувств человека в психологии, объясню их основные особенности в схемах и таблицах.

Что это такое: понятие

Эмоциональность – это реакция психики на различные обстоятельства жизнедеятельности, которая определяет направленность действий личности.

С внешним миром она связана отношениями взаимозависимости: происходящее вокруг (обстановка, общая атмосфера, люди, события) непосредственно влияет на психоэмоциональное состояние, которое, в свою очередь, может оказывать влияние на окружающее пространство.

Между эмоциями и чувствами есть некоторые отличия: первые являются краткосрочными, вторые – устойчивыми, более продолжительными.

Роль и природа

Эмоциональность — сложный психический процесс, состоящий из трех элементов:

  • Физиологический. Отражает изменения, происходящие в организме при проявлении тех или иных настроений: частота дыхания, сокращений сердечной мышцы, преобразования гормонального фона, обменных процессов).
  • Психологический. Характеризует само переживание: гнев, радость, грусть.
  • Поведенческий. Проявляется в мимике, жестикуляции и действиях (заторможенная реакция, активность, агрессия, плач).

Первые два компонента представляют собой внутреннее формирование эмоционального состояния, тогда как третий отвечает за его внешние проявления. Зачастую человек оказывается в ситуации, когда открыто выразить свои чувства он не может.

Возникает необходимость в сдерживающем факторе или отсрочки во времени. Но так или иначе, выплескивать лишнюю энергию, возникающую внутри, нужно обязательно.

Это можно сделать с помощью двигательной активности или осуществления бытовых действий (заняться уборкой, переключиться на хобби).

Эмоции имеют ряд особых характеристик:

  • Полярность. Они обладают положительной или отрицательной окраской хотя возможно и наличие противоречий (можно любить человека, но вместе с тем испытывать по отношению к нему обиду, гнев или беспокойство).
  • Энергетическая заряженность. Существуют стенические переживания (вызывающие повышение активности – разъяренность, раздражение, воодушевление, восторг) и астенические (порождающие пассивность – грусть, страх).
  • Целостность. Эмоциональность предполагает взаимодействие всех психофизических сторон личности, которые оказывают воздействие на весь организм, проявляясь и в действиях, и в теле, и в образе мыслей.
  • Неотчуждаемость. Эмоции невозможно отделить от остальных процессов, происходящих в психике. Они сопровождают все – и работу органов чувств (отделяют приятное от неприятного), и функционирование интеллекта (вызывают интерес или скуку).

Функции

  • Субъективная. Эмоциональное состояние способствует формированию у индивида определенной точки зрения, а также позволяет устанавливать связи с внешним миром. Все происходящее воспринимается человеком через призму его ощущений.
  • Коммуникативная.

    С помощью такого свойства психики, как эмпатия мы можем определять настроение, в котором находится другой индивид, что помогает налаживать контакт или даже манипулировать окружающими.

  • Поведенческая.

    Определение вектора поведения, отделение приятного от неприятного, важного от неважного.

Классификации: все основные виды эмоций

На протяжении жизни мы испытываем колоссальное количество переживаний. Не все из них можно описать двумя словами, многие противоречивы и неоднозначны.

Существует множество различных подходов к систематизации и классифицированию эмоционального состояния. Самый простой из них представлен в таблице ниже.

ТипОписаниеПримеры
ПозитивныеДоставляют удовлетворение, в совокупности создают ощущение довольства происходящим, счастья.Симпатия, влюбленность, восторг, вдохновение.
НегативныеСоздают общую неудовлетворенность, плохое настроение.Страх, печаль, зависть, горе, грусть, обида, злость, тоска.
НейтральныеНапрямую не влияют на действия индивидуума.Равнодушие, удивление, интерес.

Классификация Додонова

Эта схема более распространена в психологии и показывает распределение видов переживаний по функциям:

  1. Коммуникативные (возникают в процессе общения).
  2. Альтруистические (связаны с желанием приносить пользу людям).
  3. Праксические (появляются при успешном выполнении запланированного).
  4. Глорические (потребность в самоутверждении).
  5. Пугнические (тяготение к риску, опасности).
  6. Романтические (предполагают стремление к новому и необычному).
  7. Эстетические (возникновение определяется взаимодействием со сферой искусства).
  8. Гностические (формируются с тягой к познанию).
  9. Акизитивные (основаны на накоплении, собирательстве).
  10. Гедонистические (направлены на испытание удовольствия).

Классификация Леонтьева

Согласно этому подходу, типы эмоций делятся исходя из породившего их источника. Переживания могут быть вызваны:

  • степенью удовлетворенности тех или иных потребностей;
  • чужими желаниями и отношением к ним индивида;
  • взаимоотношениями;
  • презрением;
  • проведением аналогий между собой реальным и идеальным (соответствие личности внутренним требованиям, ожиданиям, нормам);
  • сравнение своего «Я» с общественными стандартами.

Однако этот вариант разделения вызывает множество вопросов, так как является нечетким. Например, что делать в случае, когда одно и то же ощущение может возникнуть в выстраивании отношений, и при самоанализе?

Психолог Дарья Милай

Формы и примеры эмоциональных процессов

  • Сами эмоции. Могут появиться как в столкновении с действительно существующими ситуациями, так и при обдумывании воображаемых, несуществующих событий. Они позволяют выразить удовлетворенность или неудовлетворенность происходящим, дать ему оценку, основанную на личном опыте индивида.
  • Чувства.

    Они всегда устойчивы (не сиюминутны) и отличаются яркостью выраженности. Можно чувствовать страсть, любовь, обиду.

  • Настроение. Самое длительное состояние психики, которое влияет на действия и самочувствие личности в целом на протяжении долгого периода.
  • Аффекты.

    Крайняя форма выражения переживаний, побуждающая краткосрочные неконтролируемые изменения в поведении. Полностью иррациональна и проходит очень бурно.

Взаимосвязь чувственной и эмоциональной сторон

Более стабильным проявлением эмоциональности являются чувства. Они, как правило, возникают на базе потребностей второго уровня (духовных) и формируют определенную позицию, точку зрения человека. Классифицируются по предмету, на который направлены:

  • Интеллектуальные. Возникают во время умственной деятельности (удивление, сомнение, любопытство).
  • Эстетические. Их развитие связано с восприятием прекрасного (любовь к искусству или некоторым его аспектам, восхищение красотой).
  • Нравственные. Характеризуют отношение индивида к поведению других людей. Эта оценка в большинстве случаев зависит от существующих в обществе норм (гуманность, альтруизм, дружба, сострадание, жалость, любовь).

Существуют также такие понятия, как состояние и реакция. Они отличаются степенью длительности и  соотносят потребности и стремления личности с ее возможностями и ресурсами на данный момент.

Дифференциальные эмоции Изарда

Ученый определил следующие фундаментальные переживания:

  • Интерес. Это чувство напрямую связано с социальностью человека. Только с ним возможно обрести новые умения, знания, навыки, физически и умственно развиваться.
  • Удовольствие. Является своего рода синонимом радости. Создает положительный фон, хорошее, бодрое настроение. Появляется при наличии возможности удовлетворить важную для индивидуума потребность. Способна повысить уверенность в себе, облегчить процесс налаживания коммуникации, избавиться от тревоги, стресса.
  • Удивление. Краткосрочная реакция на только что произошедшее столкновение психики с определенным неожиданным событием, явлением или действием.
  • Гнев. Негативное состояние, характеризующееся невозможностью получения желаемого, неудачей или неудовлетворенностью чьим-либо поведением. Неконтролируемой формой является ярость.
  • Отвращение. Возникает из-за взаимодействия с неприятным для личности объектом. Сопровождается жаждой избавиться от провоцирующего фактора.
  • Презрение. Проявляется в процессе возникновения разногласий убеждений и действий людей.
  • Стыд. Формируется из-за несоответствия тех или иных сторон личности с собственными требованиями или общественным мнением. Его часто сопровождает неприятное ощущение беспомощности.
  • Вина. Возникает в результате осуждения собственного поведения. Влечет за собой раскаяние.
  • Страх. Связано с осознанием возникшей или надуманно угрозы для жизни.
  • Горе. Реакция на негативные события.

Существует также шкала, позволяющая определить преобладающее эмоциональное состояние у личности.

ПроявленияСумма балловКатегория
ВнимательныйСконцентрированныйСобранныйС1 Интерес
НаслаждающийсяСчастливыйРадостныйС2 Удовольствие
УдивленныйИзумленныйПораженныйС3 Удивление
УнылыйПечальныйСломленныйС4 Горе
ВозбужденныйГневныйБезумныйС5 Гнев
НеприязньОтвращениеОмерзениеС6 Отвращение
ПрезрительныйПренебрегающийНадменныйС7 Презрение
ИспуганныйВ ужасеВ паникеС8 Страх
ЗастенчивыйРобкийСтыдливыйС9 Стыд
СожалеющийВиноватыйРаскаивающийсяС10 Вина

Очная консультация

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Консультация по скайпу

Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?

Чтобы определить эмоциональное состояние, необходимо оценить свое нынешнее самочувствие по каждому столбцу:

1 – не подходит абсолютно;

2 – скорее да, чем нет;

3 – согласие;

4 –  полностью верно.

Далее, посчитайте сумму баллов в строках списка и рассчитайте коэффициент по формуле:

КС = (C1 + C2 + C3 + C9 + C10) / (C4 + C5 + C6 + C7 + C8)

Если полученное значение >1, то результат оценивается как положительный, если

Источник: https://damienmilay.com/basis/chto-takoe-emocii/

Наше здоровья
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: